Херендский фарфор

Мастерская керамических изделий – предшественник мануфактуры Херенд


История Мануфактуры Herend берет свое начало в 1826. Она находится в 130 км от Будапешта в прекрасной венгерской деревушке Херенд, которая расположена на склоне живописных баконьских гор недалеко от Балатона – самого большого озера Центральной Европы. Её население составляет около 3.500 человек и половина из них занята в производственном процессе современной фарфоровой мануфактуры. 

По началу Херенд работала как мастерская керамических изделий и производила фаянсовую посуду. Основателем такой мастерской был гончар Винце Штингл (Vince Stingl 1796-1851?). Своей основной задачей он всегда видел наладить выпуск фарфора хорошего качества. Постоянные опыты, проводимые с фарфоровой массой и глазурью привели к огромным денежным затратам и практически к банкротству.

Винце Штингл 

Но в 1839 году нашелся человек, который взял предприятие в свои руки. Это был Мор Фишер (Fischer Mor 1799 – 1880), кто и вывел мастерскую на уровень целой мануфактуры. Надо заметить, что в прошлом Мор Фишер был одним из кредиторов только образовавшейся мастерской Херенд. Он обладал значительным капиталом. Его вложения дали новый толчок для развития мануфактуры, которая стала работать именно с фарфором. Он успешно продолжил опыты, начатые его предшественником, расширил и модернизировал производство, и продукцией фабрики начали интересоваться. В основном это были предметы повседневного обихода с мелким декором. Очень быстро мануфактура приобрела успех, спрос и популярность. И уже в 1842 году получила титул «Императорская и Королевская Привилегированная фарфоровая мануфактура» с правом использования герба Венгрии.

Мор Фишер

И даже несмотря на огромный пожар, случившийся на мануфактуре в 1843 году, Herend была отмечена золотой медалью на промышленной выставке, прошедшей в Венгрии. Фарфор фабрики Херенд признали достойным украшением стола знатных особ.

После пожара было принято решение отойти от производства предметов повседневного обихода в связи с возросшей конкуренцией со стороны фабрик, производивших товары массового потребления из дешёвых материалов, и переквалифицироваться в мануфактуру, которая выпускала исключительно изысканные предметы сервировки столов, удовлетворяющие интересам более аристократичного населения.

В 1844 году на мануфактуру поступил заказ, ставший одним из поворотных моментов в истории Херенд. Супруга графа Карла Эстергази стала первой крупной заказчицей венгерской набиравшей ход мануфактуры. В задачи Херенд входило восстановить разбитые предметы Майсенского сервиза.

Хотя художники Херенда и использовали на своих изделиях мотивы других производителей, но делали их в своем херендском, венгерском стиле. Например, популярный узор "Аппони" получился из Майсенских индийских цветов. Изображение альпийских цветов – вереска, эдельвейса – это явное влияние Венского фарфора. Сервизы голубого и розового цвета с белыми медальонами с пасторальными сценами — это примеры влияния Севрской мануфактуры.

  

Декор "Аппони" и Розовый фарфоровый сервиз Гумбольдта мануфактуры Херенд

Ошеломительный успех мануфактуры Херенд


Начало ошеломительного успеха обусловлено попыткой обеспечить претенциозных покупателей имитацией изделий, которые больше не выпускались на таких европейских значимых мануфактурах, как Meissen, Sevre, Capodimonte. Это стало хорошим экономическим подспорьем для фабрики с одной стороны, а с другой стороны – именно благодаря этим попыткам повторений известных работ мастерам Herend удалось отшлифовать свои профессиональные навыки и научиться совершенству в работе. Фишер обогатился опытом, хорошо ознакомился с коллекциями аристократии 18 века и их вкусами, освоил технологии прошлого.

Херенд также активно пытался подражать стилю восточного искусства работы с фарфором – китайскому и японскому стилю росписей. Помимо этого с 1872 года Император Франц Джозеф дал мануфактуре Херенд право использования форм и декоров Венской фарфоровой мануфактуры после её закрытия в 1864.

Посыпались заказы венгерской аристократии на копии утраченных предметов из унаследованных ими фамильных сервизов.

В 1851 году мануфактура Херенд впервые выставила свои изделия на выставке в Лондоне. Один из представленных им сервизов в китайском стиле с изображением бабочек и пионов пленил Английскую Королеву Викторию. Она сделала заказ на полный сервиз для Виндзорского замка. Говорили, что этот сервиз она использовала в личных с мужем принцем Альбертом обедах, во время которых она сама подавала на стол, распуская всю прислугу. Всю свою жизнь она пользовалась только этим сервизом и в честь неё этот декор теперь называется «Queen Victoria» (Королева Виктория).

  

Сервиз "Королева Виктория"

После выставки в Лондоне, на которой Херенд была удостоена приза, мануфактура начала пользоваться расположением Двора и дворянских семей.

Очень многие сервизы в дальнейшем стали получать названия по фамилиям семей, которые впервые их заказывали, в знак своеобразного уважения к ним. В дальнейшем это стало оригинальным коммерческим приёмом мануфактуры Херенд.

Дальше один успех следовал за другим. В 1853 году продукцию Херенд в восточном стиле оценили в Америке в Нью-Йорке на международной промышленной выставке, в 1855 и 1867 годах – в Париже.

Магнат Ротшильд в 50-ых заказывает огромный сервиз, в росписи которого отражена старинная легенда об ожерелье, обронённом баронессой Ротшильд в саду в своей венской резиденции и найденном птицами, которые и изображены на изделиях. Этот сервиз также как и сервиз Виктория пользуется и по сей день невероятным успехом.

В скором времени Фишеру дали венгерское дворянство. Теперь к его имени приставлялся титул дворянина Фаркашхази. В 1972 году Мор Фишер также удостоился привилегированного титула «Придворный поставщик Его Королевского и Императорского Величества».

Крах Венской биржи в начале 70-ых годов 19-ого века привёл Европу к экономическому кризису. В условиях которого Фишер вынужден был попросить финансовой поддержки у государства. Однако ему отказывают. Мануфактуре в 1874 году приходится объявить себя банкротом.

Управление мануфактурой Херенд сыновьями Мора Фишера


В 1876 году Мор Фишер принимает решение передать управление мануфактурой своим сыновьям. Лео, Дежё и Вильмош пересмотрели политику управления, и, считая, что отец слишком увлекся художественной частью, стали направлять производство на получение коммерческой прибыли. Вместо тонкой ручной росписи, они попытались выдвинуть на первый план более дешёвую массовую продукцию.

Но вскоре к ним пришло осознание того, что их отец был прав в плане выбора направления. И на фарфоровых выставках продолжали выставлять продукцию своего отца. Однако ничего нового в стиле Мора Фишера не выпускалось.

Успеха сыновьям не принесла продукция нового вида и качества, и им пришлось в 1884 году продать свою мануфактуру государству, чтобы хоть как-то спасти ситуацию, в которой оказались. Мануфактура стала называться «АО Херендская Фарфоровая Фабрика». Чтобы оставить на мануфактуре старых мастеров, им предоставили льготные условия. Таким образом удалось сохранить художественные навыки и мастерство художников мануфактуры. Фабрику расширили, построили новую печь для обжига изделий.

Однако, на этом этапе репутация мануфактуры очень сильно упала, поскольку руководство было непрофессиональным и незаинтересованным и стремилось к производству более дешёвой керамической посуды. Формы лучших образцов Херенд прошлого наследия не использовались.

Акции мануфактуры выкупило «АО Объединённых Венгерских Стекольных Фабрик», а в 1896 году мануфактуру закрыли…

Директорство Йенё Фаркашхази Фишер


В том же году руководство предложило выкупить мануфактуру внуку Мора Фишера. Йенё Фаркашхази Фишер (Jeno Farkashazi Fischer 1863-1926) был профессиональным керамиком, работал в Ужгороде на Унгварской Фарфоровой фабрике. Не смотря на то, что залежей белой глины в городе Херенд не было, он наладил производство фарфора высокого качества, продолжив идеи деда. По его мнению имя Херенду могло вернуть только искусство и сделать из мануфактуры декоративно-прикладное предприятие. Сначала он работал на заказ, выполняя изделия по образцам Майсенского, Венского и Севрского, китайского и японского фарфора. Но параллельно работал над созданием нового херендского стиля, используя старые формы мануфактуры времён Мора Фишера.

В 1900 году его ждал первый успех после возрождения мануфактуры – он представил свои новые изделия, выполненные под влиянием бушующих новшеств, на Всемирной выставке в Париже.

Например, Херенд стала в начале 20-ого века первой мануфактурой в Венгрии, которая начала применять роспись под глазурью, кристальную глазурь и технику «пате-сур-пате» разработанную в Копенгагене. Слава Херенд стала постепенно возвращаться. Зимой 1900-1901 года в Санкт-Петербурге была организована Международная выставка керамики, на которой венгерский фарфор Herend получил золотую медаль, а Йенё Фишер был награжден орденом Святого Станислава третьей степени. До 1905 года Херенд получила ещё несколько важных наград. Фарфор венгерской мануфактуры был оценен даже директором Севрской фарфоровой мануфактуры.

Фарфоровый сервиз мануфактуры Херенд в стиле Арт-Нуво (Югендстиль) конец 19-ого - начало 20-ого веков

Но в 1905 году внимание Йенё Фишера резко переориентировалось в сторону политики. Он стал депутатом Парламента. В 1907 году мануфактуру вновь постиг очередной кризис, обусловленной конкуренцией со стороны немецких и чешских фабрик по производству дешёвого фарфора, который активно экспортировался по миру, что сильно снизило продажи и заказы эксклюзивного фарфора Херенд высокого качества.

Но мануфактура не была сломлена – она продолжала работать в своём особом стиле.

Первая Мировая Война


Первая Мировая Война неблагоприятно сказалась на производстве. Большинство сотрудников Херенд находились на службе. После 20-ого года производство было восстановлено, но объёмы продаж были очень маленькими в связи с низкой покупательской способностью населения.

В 1923 году мануфактура снова была преобразована в АО. До наступления Второй Мировой Войны дела пошли на лад. Возросли поставки продукции в крупнейшие страны Европы – Францию, Бельгию, Швейцарию, Голландию. Было организовано специальное учебное заведение по подготовке специалистов в росписи и моделировании.

В 1926 году умирает внук Фишера Йенё Фишер. С приходом нового руководителя сменилось и направление мануфактуры, переориентированное на мелкую буржуазию. Начали изготавливать мелкую фигуральную пластику и настенные плакетки для украшения интерьера. Советником по художественным вопросам на заводе стал выдающийся венгерский скульптор и художник Эде Телч (Ede Telcs 1872–1948).

  

Венгерский скульптор и художник Эде Телч 

Скульптура на венгерские темы, предметы религиозного культа, восточные скульптуры, спортивные скульптуры, фигуры животных, медали, бюсты выдающихся личностей – всё это получило всеобщее признание в период между двумя войнами.

  

  

 

Период после Второй Мировой Войны


Вторая Мировая Война свела на нет все достижения мануфактуры за последние десятилетия. После окончания войны не хватало квалифицированных рабочих, капитала, и – главное - сырья. Прежние рынки сбыта фарфора также исчезли.

В 1948 году мануфактура была национализирована и вошла в состав Тонкокерамического Промышленного Комбината, объединившего все Венгерские керамические фабрики (FIM- Fine Ceramics Works). И с 1949 года Херенд наладилась поставка сырья для мануфактуры.

В 50-ые годы были тенденции снова вернуться к производству продукции на массового потребителя, однако в 60-ые сумели вернуться к росписи вручную, к тщательно изготовленным изделиям, выпускаемым малыми сериями.

В 1964 году был открыт музей фарфора Херенд для посещения публики.

В 1981 году мануфактура Херенд выходит из состава FIM и становится самостоятельным предприятием, а 85 году получает право на самостоятельную внешнюю торговлю и становится участником самой большой в мире выставки во Франкфурте, где ей был отведён целый павильон.

С 1992 года Херенд преобразована в «АО Херендская Фарфоровая Мануфактура».

Сегодня на мануфактуре Херенд работает около 1600 человек, в том числе около 420 художников. В отношении численности персонала, венгерская мануфактура является крупнейшей в Европе. Обжиг производится в газовых секционных печах, а в росписи изделий Херенд используется до 1000 различных оттенков красок. Каолин, полевой шпат и кварц – основные составляющие херендского фарфора не встречаются в окрестностях города, поэтому мануфактура закупает его в городе Лимож во Франции. Мануфактура Херенд пользуется своей собственной оригинальной рецептурой замеса фарфоровой массы для своих изделий, поэтому по весу, прозрачности и структуре изделия Herend отличаются от таких ведущих мануфактур как Майсен или Льядро.

Херенд является первой в мире фарфоровой мануфактурой, которая располагает международным сертификатом ISO9001 по контролю и управлению качеством – то есть удостоверением удовлетворения и соответствия требованиям потребителя, собственника, сотрудника, общества и поставщика.

В 2001 году Мануфактура Herend отметила свое 175-летие. Деятельность Herend была признана существенной частью искусства и культуры страны. За свой особый вклад мануфактуре Herend была вручена «Премия Венгерского Наследия».

Имя фарфора Herend числится среди самых знаменитых мануфактур Европы. Главным отличием фарфора Херенд от других производителей является тот особый венгерский стиль, которым насыщены изделия и их декоры.

  

Главный вход на мануфактуру Херенд

Ассортимент изделий у мануфактуры очень богатый: сервизы, подарочные сувениры, бонбоньерки, фигурки животных, вазы, блюда, картины, кубки, подвески, дополнения к одежде и многое другое.

Одной из характерных также особенностей Херендского фарфора является наличие огромного количества предметов и вариантов декорирования в персидском и китайском стилях. Прежде всего это связано с тем, что во времена открытия мануфактуры был характерен огромный интерес к восточному фарфору и многое, что создавалось в то время, повторяли мотивы росписи этих изделий. Стиль «шинуазри», конечно, нельзя назвать специфической чертой мануфактуры Херенд, однако он занимает превалирующее место в росписи и оформлении венгерского фарфора.

Немногие мануфактуры в современное время могут предложить Вам восстановить любой утраченный или разбитый предмет из сервизов. Херенд – одна из них, которая всегда сохраняет формы своих изделий за всю историю существования фабрики.

Краски, используемые на мануфактуре для декорирования своих изделий, безвредны для здоровья человека и экологически безопасны. В них не содержится кадмий или свинец, что достаточно часто можно заметить у производителей более дешёвого фарфора.

Herend – одна из немногих на современное время мануфактур, которые сохранили технологии ручного производства фарфоровых изделий.

  

  

 

 

Торговая марка мануфактуры Херенд


Как правило, торговые марки, наносимые на дно изделий мануфактуры Herend, были синего цвета и проставлялись поверх глазури. В первое время существования фабрики цвет клейма иногда варьировался. Однако в истории мануфактуры были и некоторые другие способы нанесения клейма.

Например, марки Херенда 1840-ых гг. вдавливались в массу и включали в себя инициалы, или полное имя Фишера с надписью «HEREND». В 1850-ые, 1860-ые года в зависимости от года красками синего, коричневого или черного цвета поверх глазури изображался герб Венгрии, проставлялся год создания изделия, иногда номер. Название мануфактуры «Herend» опять-таки вдавливалось в фарфор.

В 1884-1899 гг. марка представляет собой корону с лентой и надписью «HEREND», которые наносились, как правило, зелёной краской. Существовали также синий надглазурный, синий подглазурный и пурпурный надглазурный варианты. 1897 год – появилось дополнительное изображение лошади под лентой.

С 1940-ых годов марка приобретает некоторую каноничность изображения: в середине помещается герб, поверх него надпись «HEREND HVANGARY», снизу перекрещивающиеся линии, иногда также проставляется дата или подпись художника.

Современная синяя надглазурная марка используется с 1960-ых годов. Сокращение «HP» над гербом Венгерской Республики означает «Herend Porcelain» («Фарфор Херенд»). Непосредственно под фирменным знаком указан номер изделия, наименование декора и жата изготовления – год и месяц. Ниже указан трёхзначный номер художника, по которому можно определить, кто наносил роспись на данное конкретное изделие.

Как и у любой другой мануфактуры Херенд использовала и свои особы юбилейные марки.

Различные виды клейма мануфактуры Херенд в разные периоды

Различные юбилейные марки мануфактуры Херенд в разные периоды

 

Современное разнообразие форм и декоров


Если говорить о разнообразных декорах фарфоровых сервизов Herend, то, безусловно, самым знаменитым из них стал сервиз «Queen Victoria» (Королева Виктория), в оформлении которого использованы бабочки и пионы. Не менее известными являются и такие декоры как «Majestic», «Эстергази», «Гёдёлле», «Эглантин». Главной тематикой последнего стали цветы васильки на белоснежной поверхности фарфора; а также декоры серии «Golden Age» («Золотой век»), знаменитые своей уравновешенностью и сдержанностью, и «Young Forever» («Вечная молодость») с немного шаловливыми, лёгкими, радостными филигранными узорами.

    

"Королева Виктория", "Эстрегази" и "Young Forever"

  

"Эглантин" и "Минг"

Для росписи скульптурной пластики Herend, применялся переработанный восточный декор, который получил название «Vieux», что в переводе означает «сетка». Существует десять вариантов данного декора: красный, гранатовый, голубой, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый, пурпурный, лиловый с позолотой.

Покупатели могут выбирать на сегодня из 16.000 различных форм изделий и 4.000 вариантов росписи. Кроме существующих форм и декоров, мануфактура Херенд готова принимать и индивидуальные заказы.

Все производство на мануфактуре Херенд ведётся вручную. Ценность такого фарфора определяется количеством вложенного в него ручного труда, высоким уровнем профессионализма мастеров, кропотливостью и большим вниманием.

Изделия мануфактуры Херенд продаются в специализированных бутиках более чем в 60 странах мира. Большой экспорт изделий венгерского производства приходится на США, Россию, Италию, Японию, многие европейские страны, а также государства Среднего и Дальнего Востока.

Характерная исключительно для Херенд работа


1. Плетение корзин из фарфоровых «нитей». Нити из фарфоровой массы называют иногда «спагетти». Их соединяют на гипсовой основе, сплетая корзинку. Изделие, изготовляемое таким образом, очень хрупкое и имеет очень тщательную отделку и требует особого профессионализма мастера.

  

Технология плетения корзин из фарфоровых "нитей"


2. Прорезывание. Прорезыванием называется особая методика, при которой в слепленной уже, но пока ещё полусухой форме изделия острым специальным ножом прорезываются отверстия разной конфигурации. Самым сложным здесь является то, что изделие ещё не затвердело, поэтому пока ещё очень ломкое – любое лишнее неточное движение может повредить форму. Работать при этом надо всё равно достаточно быстро, чтобы изделие не успело высохнуть. Иногда на завершение одного изделия с отверстиями может уходить до 10 часов.

    

  

Изделия, в которых применяется технология прорезывания

 

3. Двойная стенка. Эта методика применяется, как правило, при изготовлении чайных чашек и ваз. Для улучшения практичности изделий, изготавливаемых с применением прорезывания, на их внутренней части формируют вторую стенку. Сначала в отдельных формах по отдельности изготавливаются внешняя и внутренняя чашки, которые соединяются ещё до их высыхания, а прорезыванием украшается, естественно, только наружная оболочка изделия. Работа требует огромного внимания, чтобы вырезанные кусочки из внешней оболочки не попали между двумя слоями. Предметы с двойной стенкой представлены в так называемом Уэльском сервизе.

Ваза, выполненная по технологии двойной стенки

4. Херендская сетка (VH). Данный декор возник на мануфактуре Херенд в 1860-ых годах. Он стал немного видоизмененным вариантом восточной росписи по эмали. На китайских фарфоровых статуэтках такой узор был стилизованным изображением оперения птиц и рыбьей чешуи, поэтому иногда такую роспись называют «рыбья чешуя». Все фигурки серии VH создаются ограниченным тиражом, но имеют общие черты: мордочка, рот, хвост, клюв, плавники каждой фигурки животного, птицы или рыбы выделяются цветом и позолотой, в то время как тело покрывают сетью чешуек одного из цветов. Этот орнамент наносится на белую глазурованную поверхность фарфора сугубо вручную стальным пером практически без отрыва руки, а затем раскрашивается кистью соответствующего цвета краской. Для выполнения чешуйчатого декора требуются тщательность исполнения и огромный опыт, поскольку каждая новая фигурка требует разных пропорций и распределения чешуи. Такой декор стал визитной карточкой мануфактуры Херенд.

  

  

Изделия с использованием декора Херендской сетки и непосредственно процесс росписи 

Мануфактура Херенд входит в число немногих оставшихся на современный момент мануфактур, осуществляющих роспись фарфора вручную. Их изделия рассматриваются как произведения искусства.

Главными заказчиками фарфоровой мануфактуры Herend была семья Габсбургов, император России Александр II, Николай II; император Германии Вильгельм I; король Англии – Эдуард VI. Многие фарфоровые изделия Herend приобрели музейную ценность. В настоящее время изделия из фарфора фирмы Херенд также пользуется небывалой популярностью у знаменитостей: Селин Дион, Элтон Джон, Харрисон Форд, Пол Ньюман.

Число почитателей творчества мануфактуры Херенд растёт с каждым годом, а творческий потенциал мастеров, кажется, просто не имеет никаких границ.

Спешите приобрести экслюзивные изделия, предметы для интерьера  и сервировки стола ручной работы в нашем интернет-магазине на страницах сайта art-salon.eu или непосредственно в нашем салоне в Карловых Варах около Змеиного источника.

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

Галерея