Истории самых знаменитых сервизов 18-ого века мануфактуры Meissen. Часть II
Страсть Елизаветы Петровны к фарфору
Елизавета Петровна – российская императрица с 1741 по 1761 года - обожала фарфор ручной работы мануфактуры Майсен. Для нее было сделано огромное количество подарков в своё время, которые до сих пор можно увидеть в музейных коллекциях.
Российская императрица Елизавета Петровна
Любовь Елизаветы к саксонскому белому фарфору началась с подарка, который она однажды получила от Августа Сильного (правление Саксонией 1694-1733) в 1728 году. Это было несколько предметов из сервиза с росписью со сценками из восточной жизни, выполненной в стиле шинуазри самим Грегориусом Херольдом.
В дополнение к предметам из сервиза императрица получила и 2 вазы. На одной из них была выполнена роспись со сценками шинуазри и индийскими цветами и птицами на великолепном фоне фиалкового цвета. Другая ваза имела голубой фон. На одной из сторон вазы был изображен герб Екатерины I с коронованным двуглавым орлом со скипетром и державой, и со щитом, изображающим Святого Георгия Победоносца.
Герб императрицы Елизаветы I с двуглавым орлом
Щит в свою очередь окружен цепью ордена святого Андрея.
Орден Святого Андрея Первозванного
Вокруг золотого фона, на котором изображен орел, на белой ленте можно различить герба 6 различный частей Российской империи - Владимира, Казани, Сибири, Киева, Новгорода и Астрахани. Такой же герб можно увидеть и на кофейнике. Вазы в современное время хранятся в музее в Амстердаме. Предметы сервиза частично в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, чашки для шоколада с блюдцами - в Историческом музее в Базеле.
Изначально эти предметы предназначались для императрицы Екатерины I (вторая жена Петра Великого) в качестве благодарности за предоставленных Августу Сильному белых полярных медведей и лис. Этим объясняется изображение на вазе и на кофейнике её герба. Но в связи с кончиной императрицы в мае 1727 года сервиз в результате достался её семнадцатилетней дочери принцессе Елизавете I.
Андреевский сервиз
Особо стоит остановиться на истории Андреевского сервиза, который был подарен Августом III императрице Елизавете Петровне, в связи с тем, что в скором времени, а именно в августе 1745 года состоялась свадьба Carl Peter Ulrich von Holstein-Gottorf (будущий Царь Петр III 1761-1762) и Sophie Auguste Friederike of Anhalt-Zerbst (позже императрица Екатерина II Великая). Импульсом к его созданию скорее всего послужил визит Саксонского дипломата Nicolaus Willibald Baron von Gersdorff в Россию. В марте 1744 года он информировал графа фон Брюля о восторге и увлечении Императрицы Елизаветы, которая правила страной с 1741 по 1761 года, Майсенским фарфором. В июне уже появилось несколько предметов из будущего Андреевского сервиза. Очевидно, что сервиз послужил усилением Саксонско-Русского договора, возобновленного в январе 1744 года. По условиям договора Россия считалась главным союзником Саксонии. Граф Фон Брюль, задумав такой подарок и не представлял себе насколько важным дипломатическим жестом станет такой дар от Майсенской мануфактуры.
Андреевский сервиз состоит из полного столового, чайно-кофейного сервизов и сервиза для подачи шоколада. Это был первый крупный полноценный сервиз в России. Свое название он берет из изображённого на всех предметах синего креста с распятым апостолом Андреем (историю апостола читайте в нашей статье … ) – центральной части ордена Святого Андрея. Его сопровождают инициалы SARP (Sanktus Andreas Russiae Patronus), то есть «Святой Андрей — Покровитель России».
Орден Андрея Первозванного был учрежден в 1698 году и является первым российским орденом и по времени своего основания, и по иерархии. В России до революции 17-го года 20-ого века эта награда считалась самой высокой.
Орден Святого Андрея Первозванного
На предметах столового сервиза присутствует и изображение герба Российской империи в виде двуглавого орла с фигурой святого Георгия Победоносца. Такой мотив присутствует на одном из сегментов орденской цепи.
На предметах же кофейно-чайного и сервиза для шоколада мы видим изображение другого сегмента цепи – а именно щит с двойным инициалом имени Перта Первого (две пересекающие друг друга литеры P), окруженный венком из знамён.
Рельеф предметов сервиза сделан в виде гирлянд из цветов. Так называемый Готцковский рельеф 1741 года (читайте об этом выше), который украшен расписанными цветами в немецком стиле. В основу такого декора вошла ботаническая энциклопедия Johann Wilhelm Weinmann «Phytanoza Iconographica» 1735 года издания. Роспись выполнена одним из самых талантливых в то время художников Готлибом Зигмундом Биркнером (Gottlieb Siegmund Birckner)
Над сервизом работало несколько скульпторов – в том числе Иоганн Йоахим Кендлер и Фридрих Эберляйн, Питер Райнике. Супницу – один из самых роскошных предметов сервиза – выполнил в феврале 1745 году скульптор Иоганн Готлиб Эдер (Johann Gottlieb Ehder). Основой для подсвечников послужила модель, созданная в 1739 году Фридрихом Эберляйн для Лебединого Сервиза.
Сервиз был направлен в Россию летом 1745 года. Сохранившиеся предметы из Андреевского сервиза можно увидеть на экспозиции в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге.
До конца 18-ого века сервиз использовался только раз в году на банкете кавалеров ордена святого Андрея Первозванного – на день святого апостола Андрея 30 Ноября. Его использовали правда только для сервировки десертного стола, поскольку до конца 18-ого века было принято основные блюда подавать в серебряной посуде. Кроме этого фарфоровые изделия во времена Елизаветы - середина 18-ого века - стоили дороже, чем золотые - поэтому сервизы из фарфора подавались только на стол императрицы, а остальные подданные ели из серебряной или золотой посуды.
Елизаветинский сервиз
По некоторым историческим версиям такой сервиз был заказан Елизаветой – дочерью Петра Первого – сразу же после восхождения на трон. Однако по архивным данным мануфактуры работа над первыми изделиями, похожими по декору, началась в начале 1741 года, что было почти на полгода раньше дворцового переворота, в результате которого Елизавета объявила себя императрицей. Изготовление различных предметов сервиза прослеживается вплоть до 1745 года. Он насчитывает около 20 изделий. На сегодняшний день данный сервиз считается одним из самых изысканных ансамблей 1740-ых годов на мануфактуре, который покрыт тайнами и загадками своего происхождения.
Предметы данного сервиза повторяют форму Готцковского сервиза (см.выше) с рельефным изображением гирлянды цветов по внутренней части и на бортиках тарелок. Поверхность предметов украшена росписью индийских цветов с птицами по центру тарелок и различными портовыми и городскими пейзажами в немецком стиле по краю. На некоторых предметах, изготовленных после 1741 года, появляются изображения насекомых и оторванных разлетающихся в разные стороны лепестков цветов без индийской стилизации. Супницы богато украшены лепниной из цветов и мифологическими скульптурами в качестве ручек.
Охотничий сервиз для Екатерины Второй
Во времена Европейского Феодализма охота входила в привилегии аристократов. Во дворцовой жизни охота стала одним из излюбленных развлечений. Саксонские правители Август II и Август III, а также русские императоры и императрицы были без ума от охоты и от всего, что было связано с этой частью их жизни. В период правления Екатерины Второй (с 1762 года по 1796) императрица сумела привить страсть к охоте всему российскому двору. Вслед за ней вельможи покупали лучшие ружья и выезжали стрелять соколов. Отдых после охоты, как правило, проводился в специально оборудованных для этого помещениях, которые назывались охотничьими домиками, с соответствующим оформлением, с охотничьими трофеями, ружьями, картинами с сюжетами охоты. Гостей данного развлечения потчивали из специальных сервизов, которые заказывали у лучших производителей того времени. Они также разрабатывались с учетом данного особого случая и декорировались сценками из охоты.
В 1766 году Вторая заказала собственноручно на мануфактуре Майсен охотничий сервиз для охотничьего домика в Царском Селе. Он состоял из 1000 индивидуальных предметов. Он стал вторым по величине и роскоши столовым сервизом 18-ого века после Лебединого. Закончен сервиз был в 1768 году. Его создателем считается Мишель Виктор Асье (1736-1799). Он был назначен вторым главным скульптором-модельером наравне с Кендлером. В росписи изделий были задействованы 29 художников.
Сервиз выполнен в стиле Рококо с типичными для него контурными линиями и изогнутыми краями. Некоторые черты сервиза Асье позаимствовал из Севрского фарфора. Отдельные предметы имеют перфорированный край, повторяя элементы предметов из сервиза «Bruhlsches Allerlei».
Отличительной чертой сервиза являются зеленый изумрудный край с мозаичным узором и богатые сюжетные сцены охоты, обрамлённые золотыми завитками в стиле рокайл. Охотничьи сценки в большинстве были взяты с гравюр Иоганна Элиаса Ридингера, которые хранились на мануфактуре.
В современное время предметы оригинального охотничьего сервиза Екатерины Второй представлены в Эрмитаже, в Екатерининском дворце недалеко от Санкт-Петербурга, в Московском Историческом музее и в Музее Дюссельдорфа.
Сервиз оказал огромное влияние на фарфоровое производство в России. На Императорском Фарфоровом Заводе Екатерина заказывала изготовление дополнительных предметов к своему охотничьему сервизу Майсенской мануфактуры, который она представляла как ценный пример Западно-Восточной культуры.
Сервиз Графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского
Сервиз для Графа Орлова (1737-1808) был создан между 1770 и 1774 годами. К сожалению, нет точных исторических данных, был ли этот сервиз заказан самим Орловым или это был подарок Великой Екатерина Второй, правящей с 1762 по 1796 год. Скорее всего, сервиз был вручен Графу за его достижения в Русско-Турецкой Войне, а именно за отважную победу в морском сражении над турецким флотом в Чесменской Бухте в 1770 году, за что он получил право присоединить к своей фамилии наименование Чесменский.
Сервиз представляет собой так называемый пот-пурри сервиз, что означает, что формы всех предметов следуют единому общему принципу, но расписаны они различными видами росписи из всех возможных вариантов, используемых на Майсенской мануфактуре. Все предметы между собой объединяет коронованная монограмма Графа Орлова, окружённая Двуглавым Орлом и орденом святого Андрея Первозванного, которая венчает каждое изделие.
Сервиз Графа Орлова, который сейчас хранится в Московском Историческом Музее, состоит из 97 предметов. Изначально в него включалось около 125 элементов. Каждый предмет пронумерован цифрами, написанными пурпурно-красной краской.
В данной статье мы обратили Ваше внимание прежде всего на те сервизы Майсенской мануфактуры 18 века, которые оставили яркий след в истории фарфорового искусства и стали своего рода образцами профессионализма и эстетического наслаждения и украшали столы великих императоров.
Формы всех сервизов, которые когда-либо были разработаны на мануфактуре Майсен, до сих пор хранятся в архивах, и по ним могут быть изготовлены практически все предметы. Эскизы росписей также сохранены и могут быть воспроизведены современными художниками с соблюдением всех стилистических особенностей эпохи.
В Китае и в Японии фарфоровые сервизы до сегодняшнего дня считают одним из самых ценных подарков. Это символ глубокого уважения. Подарите себе, своим близким, родным и друзьям наслаждение держать в руках белоснежный фарфор наивысшего качества с ручной росписью.
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках