Хрустальное стекло Аида

 

Существует расхожее мнение о том, что стекло и хрусталь – это одно и то же. Только хрусталь выше по качеству. Хрусталь ничего общего со стеклом не имеет и их не целесообразно сравнивать. Хрусталь – это природный камень, который стоит очень дорого уже сам по себе, а его обработка соответственно ещё дороже. В структуре такого материала могут наблюдаться незначительные пузырики воздуха природного происхождения и внутренние микротрещины, которые ни в коем случае не умаляют его ценность, а наоборот только свидетельствуют о его природном происхождении, а значит о его дороговизне. На производство вазы из такого камня может уходить до нескольких лет, а стоимость таких изделий может превышать миллионы долларов. Такие уникаты, например, хранятся в качестве музейных экспонатов в Оружейной Палате Московского Кремля и в Дрезденском «Зелёном Своде».

   

Изделия из горного хрустального камня - 16 век

Существует второе понятие – хрустальное стекло. Это уже всё то, что мы видим у себя на столе в сервировке в виде ограненных фужеров, карафов и декантеров.


История стеклоделия

История стекла восходит к ещё третьему тысячелетию до нашей эры, когда в Египте производились глазурованные стеклом фаянсовые плитки и бусинки. В Древнем Риме и Греции придумали способ выдувания стеклянных форм. Этот материал ещё не обладал прозрачностью. Эллинские знаменитые стеклянные вазы имитировали полудрагоценные камни.

Ваза из цветного стекла восточного Средиземноморья

В 6-ом веке центром художественного стеклоделия стала Византия. Из цветных стеклянных пластин складывали целые витражи и мозаики. Знаменитое венецианское стекло появилось в 15-16 веках. Оно использовалось в декоративно-прикладном искусстве.

Формулу же, приближенную современному стеклу с добавлением свинца, придумали уже в 17 веке. Это был целый прорыв в истории стеклоделия.

В том же 17 веке  в Англии было изобретено твердое кальциевое стекло, которое мы можем сегодня видеть в производстве изделий на мануфактуре «Мозер».

К сожалению, нам придется развеять и ещё один миф о всем известном богемском хрустале. Этот термин возник на основе территории Чехии, где были расположены основные фабрики по производству художественного стекла. Но термин богемский ни в коем случае не говорит о качестве и профессионализме работы, которая проводится с этим материалом.

В современном мире существует только несколько мануфактур, которые производят работу с таким стеклом на самом высоком уровне и сугубо в ручную. Это чешские мастера «Moser» и «Aida», французская компания «Lalique» и бельгийская мануфактура «Val Saint Lambert». 


Состав хрустального художественного стекла

Основными составляющими любого стекла являются

  • кварцевый песок, за счет которого приобретается прозрачность, и степень чистоты стекла (SiO2)
  • белое кристаллическое вещество поташ (карбонат калия - K2CO3) и
  • оксид свинца. (PbO)

   

Кварцевый песок                                                                                                                            Карбонат калия

Оксид свинца

Кроме, а иногда и вместо, оксида свинца может присутствовать оксид бария, оксид цинка и другие оксиды.


Типы и виды стекла

Выделяют три типа стекла:

  1. Стекло содержащее свинец (придаёт слегка голубоватый оттенок стеклу и способствует более лёгкой обработке материала)
  2. Стекло содержащее барий (содержание бария должно быть не менее 18%, барий придает стойкость стеклу).
  3. Стекло содержащее натрий-калиево-кальциевое соединение (натриевый калий придаёт прочность стеклу)

Содержание свинца в составе стекла может варьироваться. Как правило, чем больше свинца в составе хрустального стекла, тем более мягким и пластичным становится материал. Соответственно с таким стеклом легче работать, то есть выполнять огранку, резьбу, гравировку, шлифовку.

Существуют определённые стандарты классификации видов стекла: если стекло содержит не менее 10% оксидов свинца, бария, цинка, калия, то оно уже считается хрустальным стеклом (Crystalline); если содержание оксидов от 18 до 24%, то перед нами классическое хрустальное стекло (Crystal Glass); если же оксида свинца от 24 до 30%, то мы имеем дело с дорогим свинцовым хрустальным стеклом (Full Lead Crystal Glass), присутствие в составе более 30% оксида свинца характерно для самого высокосвинцового хрустального стекла (например, стекло Zwarovski, которое содержит 34% свинца). То есть в любом случае перед нами предстает хрустальное стекло, которое будет отличаться по характеристикам преломления света в нем и отражательной способности.

Примечательно, что в Америке, например, стекло, содержащее 1% оксида свинца уже считается хрустальным.

Таким образом, использование термина "хрустальный" для характеристики стекла является чаще всего маркетинговым ходом. 

Совершенно неправильно считать, что чем больше содержание свинца, тем качественнее хрустальное стекло. Это миф. Известное Богемское стекло красиво, но в нем содержание свинца около 24%, поэтому такой хрусталь скорее для витрины, а не для использования. Оно обладает большей светооражаемостью, его характеристики используются мастерами для более лёгкой обработки поверхности, однако оно может быть использовано в большей степени для высокохудожественных произведений - ваз, декоративных предметов, люстр, но такое стекло не рекомендуется использовать для хранения в них продуктов и питья. Например, в таких бокалах, нельзя оставлять вино на более, чем 2 часа, поскольку за этот промежуток времени оксид свинца вступает в химическую реакцию с кислой средой напитка и начинает активно выделяться. Соответственно, выпив такой бокал вина, человек потребляет больше, чем допустимую суточную дозу свинца. Надо не забывать при этом, что свинец не выводится из огранизма, а только накапливается!

Чешские мануфактуры «Мозер» и "Аида", например, НЕ использует свинцовосодержащее стекло. На "Мозер" заменяют оксид свинца на кальциево-калиевое соединение, а "Аида" использует барий для создания стекла для бокалов. Однако их стекло и продукция считается самыми качественными в мире, а их мастера делают невероятные вещи с таким материалом. Стекло этих мануфатур считается стеклом королей. Их стекло также прозрачно и идеально для обработки. Блеска и прозрачности они добиваются не за счёт содержания свинца, а благодаря великолепному уровню ручной огранки и шлифовки. Кроме того, поскольку всё-таки свинец обладает высокой токсичностью, стеклянные произведения искусства мануфактур «Мозер» и "Аида" являются экологически чистыми, а само производство не считается вредным для мастеров, работающих с ним.

Чтобы создать цветное хрустальное стекло, используются специальные добавки. Так, синие тона получают, добавляя кобальт, красные – кадмий или золото, розовые – кремний, зеленые – окись меди, фиолетовые – окиси марганца.

Существует два вида производства стеклянных изделий:

  1. Литьё в формах
  2. Выдувание форм стеклянных изделий, что ценится намного больше.

Еще одна немаловажная деталь: все хрустальные изделия всегда выпускаются отожженными — это специфический способ закалки стекла. Изделие нагревается до 700 °С и медленно равномерно охлаждается при помощи обдува. Охлаждение может продолжаться до нескольких часов. При этом в стекле возникающие незначительные остаточные напряжения равномерно распределяются по всему пространству материала и повышают прочность и термостойкость изделия. Такое стекло называют отожжённым и оно менее подвержено появлению царапин на поверхности.

Типы работы со стеклянными изделиями:

  • Огранка
  • Шлифовка
  • Гравировка
  • Резьба («Val Saint Lambert»)

Существует 2 вида огранки и шлифовки хрустальных изделий. С появлением в 1955 году технологии огранки при помощи плавиковой кислоты сильно упростилось качество и ценность работ со стеклом, что сказалось на уникальности изделий. 

Большая часть мануфактур перешла на упрощённый способ обработки стекла при помощи кислоты, в которое погружается изделие. При другом типе шлифовки изделие обрабатывается на  специальных шлифовальных дисках в несколько этапов. "Аида" и "Мозер" отказались от использования кислоты для обработки своих изделий и и все работы со стеклом производят только вручную. 

Резьба и гравировка по стеклу производятся специальными алмазными наконечниками, вращающимися на большой скорости под струёй воды.


Стиль работы мануфактуры «Аида»

Мануфактура «Аида» существует с 1989 года. Её мастера работают со всеми тремя типами хрустального стекла обоих видов производства (литьё и выдувание).

По качеству и сложности ручной работы хрустальное стекло «Аида» является одним из мировых лидеров. Это фабрика, которая возродила очень древние традиции обработки хрустального стекла. 

Надо заметить, что у «Аиды» наблюдается свой неповторимый стиль работы. А так как все изделия обрабатываются вручную, на данной мануфактуре возможно делать заказы своих собственных неповторимых индивидуальных проектов. Изделия мануфактуры «Аида» – это настоящие произведения искусства.

   

Ручная обработка хрустального стекла – это очень долгий и трудоёмкий процесс, по этой причине огранённый хрусталь всегда по стоимости был очень дорогим, элитным материалом.

Именно ручная полировка и шлифовка, борозды от которых будут заметны на поверхности изделия при тщательном его рассмотрении, а грани будут более геометричны, позволяет преломлять попадающий свет как призма. Эта игра света создаёт так называемый «бриллиантовый эффект хрусталя», который невозможен при химической обработке стекла.

Гравировка сама по себе требует невероятных усилий и времени, усидчивости, внимательности и тонкого художественного чутья, таких же как и при написании картин на холсте.

Результат и длительность всей ручной обработки хрустального стекла непредсказуемы. Изделие, например может треснуть при обжиге позолоты или при самой гравировке, если неправильно рассчитать силу. Физически также эта работа требует огромных усилий.  Попробуйте продержать 5-ти килограммовую вазу на весу в процессе целого рабочего дня!

Отличительными чертами «Аиды» являются:

  • Прежде всего обработка поверхности стекла, его огранка, шлифовка и полировка, которая состоит из пяти этапов. Каждое изделие обрабатывается на пяти шлифовальных дисках, разных по размеру, материалу и обтачивающей поверхности. Шлифовального диска хватает не более, чем на 10 ваз. На последнем этапе полировка стекла производится на полировочном круге с шерстяной основой с использованием вулканического пепла, добываемого в Италии.
  • Ни у одной мануфактуры вы не сможете найти таких четких гладких граней и таких острых четких углов. Это достигается за счет ручной обработки. На фабриках машинного производства стеклянных изделий, например, для огранки используют специальную кислоту, которая «съедает» эти углы.

  • Рисунок в гравировке является объёмным и живым, за счёт правильного распределения толщины стекла на площади рисунка.

  • Существует всего несколько мастеров в мире, которые способны на детализацию рисунка на стекле при переносе, например, известных картин с точностью до самых мельчайшей подробностей. Один из них работает на мануфактуре «Аида». Его имя Павел Выдра. Он является мастером мирового уровня. Изделия, над которыми он работает, подписаны его именем лично. Полотна Альфонса Мухи, Сандро Боттичелли, Питера Пауля Рубенса и Альбрехта Дюрера – уже есть в его коллекции.

Фрагмент гравировки по поверхности стекла по мотивам картины Сандро Боттичелли. Автор: Павел Выдра

  • Изделия дополнительно могут быть украшены позолотой или платиной как матовой, так и глянцевой. Для оформления изделий золотом используется только самая высококачественная позолота, которая после нанесения обжигается в печи при температуре 550 °С.

   

  • После обжига позолота или платиновое покрытие доводится до блеска с помощью специального агатового карандаша.
  • У «Аиды» нет конкурентов в гравировке изделий. Хороших гравировщиков по всему миру практически не осталось. Традиции такого профессионального творчества достаточно трудно передать молодым мастерам. Для такой работы необходимо очень долгое обучение и многолетняя практика. Этот труд кропотлив, требует высокого тонкого художественного вкуса и специального художественного образования.
  • На мануфактуре "Аида" выполнялись индивидуальные заказы для Арнольда Шварценегера, Джорджа Буша и принца Эдварда и других высокопоставленных лиц. Некоторые посольства на территории Чехии делают заказы изделий из хрустального стекла мануфактуры "Аида" для своих дипломатических приёмов.

   

Центром производства художественного стекла уже на протяжении нескольких столетий является именно Чехия, поэтому у Вас есть шанс приобрести уникальные изделия мануфактуры «Аида», которая является лицом чешского хрустального стеклоделия.


Условия хранения хрустального стекла и ухода за ним

  • Хрустальное стекло чувствительно к температурным перепадам. Его не желательно мыть в посудомоечной машине. Хрустальное стекло не мутнеет, но может потрескаться.
  • Не желательно хранить кислые жидкости в такой посуде, поскольку в данном случае, свинец, содержащийся в стекле, вступает в химическую реакцию с кислой средой и «испаряется».
  • Мыть хрустальные бокалы лучше в прохладной воде без соды и мыла.
  • Для придания блеска предметам, можно протереть их смоченной в спирте тканью.
  • Чистые хрустальные изделия желательно протереть мягкой натуральной материей (лен, фланель, хлопок).

 

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках