Эпоха Историзма на Майсенской мануфактуре (1850 – 1895)

Экономический рост в Европе продолжался всю вторую половину XIX века, и спрос на бытовой фарфор, особенно с подглазурной живописью, сильно увеличился. Подобно бидермайерскому периоду, эпоха Историзма была отмечена плюрализмом (эклектикой) стилей, в основном тех, которые принесли имидж и престиж мануфактуре Мейсен в прошлое время. После того, как Генрих Гётлиб Кюн (Heinrich Gottlob Kühn (1788-1870) занял пост директора в 1849 году, он продолжил проведение технических реформ (например, при нем появились фильтровальные прессы, мельничные круги, на которых дробился и размельчался каолин) для увеличения прибыли вплоть до своей смерти в 1870 году.

Переезд мануфактуры Майсен из Альбрехтбургского замка

Одним из самых значительных изменений середины 19-го века стал переезд производственной части мануфактуры в 1863-1865 годах в новый построенный комплекс в долине реки Трибиш, где мануфактура находится по сей день. В предыдущие десятилетия расширение производственных помещений могло быть достигнуто только за счёт покупки близлежащих зданий рядом с замком Альбрехтсбург, но такой возможности больше не было. Кроме того, некоторые помещения замка Альбрехтсбург не совсем подходили для использования новых печей и машинного оборудования с использованием паровых двигателей (которые в 1853 году успели даже повредить здание) и мельниц для раздробления полевого шпата, кварца и глины. Однако реальных причин для переезда было намного больше.

Общество Исследователей Немецкой Истории и Древности (The Assembly of German History and Antiquity Researchers) обратилось к саксонскому королю Фридриху Августу II в 1852 году с просьбой защитить историческое здание замка Альбрехтсбург, которое они назвали одним из самых великолепных построек средневековья. Обсуждения о возможном переезде усилились, статьи в местных газетах помогли увеличить давление, чтобы сохранить историческое значение, аутентичность и красоту замка. В то же время возникли опасения, что мануфактура покинет город Майсен. Это оказало бы огромное негативное воздействие на горожан и стабильность города, экономика которого была полностью связана с этим государственным предприятием. Одновременно в это время происходили переговоры с бельгийскими инвесторами о приватизации мануфактуры, но этого не произошло, и саксонское государство заплатило 300 000 талеров за строительство нового здания. После переезда мануфактуры, замок Альбрехтсбург был полностью отремонтирован и с 1881 года по сегодняшний день является музеем.

            

Альбрехтсбургский замок                                     Современный Выставочный Зал Мануфактуры Майсен

Производственная Часть Мануфактуры Майсен

Выставки

Процесс индустриализации второй половины 19-ого века оказал огромное влияние на транспорт и мобильность. Это позволило людям путешествовать и обмениваться товаром, что привело к увеличению интереса к различным проводимым событиям во всем мире. В следствие этого возникла необходимость Всемирной выставки, которая состоялась впервые в 1851 году в Лондоне и организуется до сих пор каждые два года. Поскольку мануфактура находилась в ведении саксонского министерства финансов и представляла огромное культурное значение в сфере искусства Саксонии, было логично, что Майсенская мануфактура также будет участвовать на этой выставке. В течение следующего полувека мануфактура приняла участие в шести из таких выставок: в Лондоне в 1851 и 1862 годах, в Париже в 1867 и 1900 годах, в Вене в 1873 году и в Чикаго в 1893 году. Это дало хорошую возможность показать свои произведения искусства миру и открыть новые направления на рынке продаж. Кроме того, выставки помогли мануфактуре Майсен увидеть, что производится на конкурирующих мануфактурах с целью сравнить, оценить и, возможно, в дальнейшем применить на своем собственном производстве технологические инновации и новые художественные направления.

Новые художественные глазури

Важным примером эффективности мировых выставок стало конечно же влияние японского фарфора, который был представлен в Париже в 1867 году и на последующих выставках. Достаточно простые формы и абстрактные украшения с монохромной цветной глазурью восточноазиатской керамики проложили путь к новым тенденциям XX века. Многие европейские производители фарфора следовали этой тенденции 1870-х годов развития технологии цветного глазурования, а также рецептуры художественной глазури, но столкнулись с некоторыми трудностями. Европейский фарфор должен был обжигаться при более высоких температурах, чем восточный, из-за более высокой доли содержания каолина в фарфоровой массе. Это означало, что эти новые технологии глазурования, такие как, например, знаменитый медный (кровавый) красный sang de boeuf, не были возможны. Поэтому многие мануфактуры вместо этого использовали мягкий фарфор, который обжигается при более низких температурах, и на выходе получается менее тяжелый. Руководство Майсенской мануфактуры не желало идти на компромисс в отношении исключительного качества своего твердого фарфора, особенно для предметов повседневного использования, где ключевым моментом являлась его долговечность, и в результате возникла необходимость новых экспериментов с художественной глазурью, которая бы подходила для фарфора их типа и качества.

Красная Медная Глазурь (Китайская ваза)

В 1880-х годах, возглавляющий экспериментальную лабораторию, Джулиус Хайнце (Julius Heinze) разработал ряд новых цветных глазурей, в том числе и медный (кровавый) красный (sang de boeuf) в 1883 году, а затем и серый, желтый, коричневый, светло-красный и т. д. Хотя Майсенская мануфактура и определённым образом опережала другие мануфактуры на технологическом уровне, однако она не использовала эти полученные результаты так часто, как другие фабрики.

Пате-сур-пате (pâte-sure-pâte)

Важной художественной новинкой было введение техники пате-сур-пате – нанесения рисунка жидким фарфором (шликером) в несколько слоев на цветной поверхности фарфорового изделия. Именно благодаря многослойности нанесенного шликера слоями (всего около 30 слоев) создаётся уникальный эффект рельефности рисунка. Чем меньше слоёв, тем прозрачнее и бледнее рисунок, чем больше слоёв – тем насыщеннее и белее. Когда декор готов, всё изделие полностью покрывается тонким слоем прозрачной глазури и обжигается. Технология пате-сур-пате была изобретена в Севре Луи Робертом (Louis Robert) в начале 1850-х годов, но потребовалось достаточное количество лет вплоть до 1878 года, чтобы мастера мейсенской мануфактуры полностью освоили эту технику. Чрезвычайно сложная и дорогостоящая роспись pâte-sure-pâte использовалась в основном между 1880 и 1910 годами, прежде всего на вазах или шкатулках. Интересно, что аллегорические и мифологические фигуры старого мейсенского стиля снова послужили основными темами для декорирования изделий методом pâte-sur-pâte.

Пара Майсенских ваз с декором Пате-Сур-Пате

Ярким примером настоящего произведения искусства Майсен является уникальный ларец для ювелирных украшений, созданный Людвигом Штурмом (1844-1924) для Всемирной выставки 1893 года в Чикаго. Он был воссоздан в 2016 году целым коллективом Майсенских мастеров. Работа в целом заняла у них 2 года.

Воссозданный на мануфактуре Майсен в 2016 году ларец для драгоценностей Людвига Штурма

Воспроизведение старых моделей

Независимо от этих нововведений, в центре внимания работы модельеров и художников на мануфактуре в исторический период было воспроизведение собственного наследия. Возник огромный спрос на «старый стиль Мейсен», и мануфактура смогла по-прежнему получать прибыль как от старых известных уже форм и декоров, так и от новых изделий в стиле барокко, рококо и неоклассицизма. Когда в 1870-х годах королевские дворы снова стали делать заказы на Майсенский фарфор, спрос на старые формы и виды декоров и украшения возрос ещё больше и начался период так называемого «третьего рококо». Баварский король Людвиг II заказал огромное количество ваз, фигурок и канделябров на основе моделей Иоганна Йоахима Кендлера и его коллег, однако помимо этого сам же король лично участвовал в разработке дизайнов для многих новых предметов в стиле рококо.

Сервизы с Blue Onion декор (с луковичным декором) достигли самого большого успеха именно в конце 19 века, более 700 предметов было предложено в рамках этого декора. (читайте подробнее в нашей статье «Луковичный декор фарфора Майсен»). В последующие десятилетия Луковичный синий декор на белоснежном фарфоре стал настолько популярен среди многих других мануфактур, подделывающих его (в том числе «Wedgewood», «Villeroy&Boch»), поскольку декор не был запатентован, что майсенская мануфактура в 1886(8) году была вынуждена для защиты от дальнейших подделок и имитирования ставить дополнительное клеймо в виде скрещенных мечей в основании стебля бамбука в росписи.

Блюдо из сервиза мануфактуры Майсен с декором Blue Onion

Эрнст Август Лейтериц

Чаще всего фигурки эпохи рококо были реконструированы не только потому, что многие из оригинальных форм не могли быть использованы, а еще и потому, что отлично соответствовали современному рыночному спросу. Важной фигурой в этом отношении является скульптор-модельер и главный руководитель художественного отделения мануфактуры Эрнст Август Лейтериц (Ernst August Leuteritz – 1818-1893), который занимал этот пост с 1849 по 1886 год. Его считают самым продуктивным скульптором-модельером эпохи историзма. Он изменил существующие формы фигур барокко и рококо по моде и вкусу своего времени, декорировав их по-другому, что в основном можно увидеть в пьедесталах, в добавлении цветочных рельефных мотивов, его знаменитых амфороподобных вазах и многое другое.

Ваза с ручками в виде змей Эрнста Августа Лейтерица

В этот же период начали украшать росписью многие из нерасписанных ранее фигурок периода Классицизма. Однако создавались и новые формы в стиле «старого Мейсена». Например, огромный успех имели вазы 1850-ых с ручками в виде змей Лойтерица. Он же разработал новые сервизы, которые приобрели мгновенную славу и до сих пор пользуются большим спросом. Это были так называемые B-форма и X-форма. Это буквенное обозначение входило в номера, которые раньше присваивались изделиям сервизов для различия форм. (читайте подробнее об этом в статье «В» и «Х» формы фарфора Майсен»).

        

Чайные пары из сервизов "Х" и "В" форм

Настенное плиточное панно из мейсенского фарфора

Одна из главных работ того времени непременно демонстрирует исключительность мануфактуры Майсен. Художники смогли расписать 968 м2 (120 метров в длину и 10,5 метров в высоту) фарфоровое панно на северной стороне конюшенного двора Штальхоф в комплексе Дрезденского дворца-резиденции. Эта роспись считается самой большой фарфоровой настенной живописью в мире! Эта стена уже была украшена массивной фреской с известковыми красками в 1589 году и была однажды заменена в 1873 году керамикой, украшенной по принципу технологии сграффито, изображающей «Fürstenzug» или «Procession of Princes» (Княжеская процессия). Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом (из Википедии).

 Увы, менее чем через 25 лет эта сграффитовая роспись руки Вильгельма Вальтера (Wilhelm Walther) была в значительной степени повреждена из-за влажности, так же как и ее предшественница. Для того, чтобы сделать долговечную замену, Саксонский Король Георг решил заказать декорирование стены из расписанного вручную Майсенского фарфора. Оно включает в себя приблизительно 2300 плиток размером 20,5 на 20,5 см каждая. Они были подготовлены и закреплены на стене в 1905-1906 годах. В росписи изображены 35 саксонских правителей, стоящих в хронологическом порядке их правления и снабженных подписями с указанием периода правления, а также 58 других личностей, таких как ученые, музыканты, художники, ремесленники, военные, и т. д. (всего 94 человека), лошади и борзые собаки. Таким образом, роспись отражает тысячелетнюю историю правившего в Саксонии княжеского дома Веттинов.

Фрагмент из плиточного панно с росписью в Дрездене 

Примечательно, что в большинстве источников указано лишь 93 участника процессии. 94-й участник был обнаружен совсем недавно: он скрыт свитой правителей, виден только его головной убор и флаг.

 К сожалению, всего через три года после установки некоторые из плиток были повреждены, скорее всего, из-за термального напряжения. Но несмотря на то, что 15 квадратных километров центра Дрездена были почти полностью разрушены в феврале 1945 года, Fürstenzug подвергся минимальному урону. В восстановительных работах нужно было заменить только 212 плиток, а трещины в 450 других были отреставрированы. Реставрация панно производилась в 1979-1980 годах.

Итоги

Для эпохи историзма, таким образом, характерна тенденция форсирования формы цветом, подмена естественных свойств материала и демонстрацией необычных его качеств. Были созданы новые методы декорирования фарфора, такие как покрытие изделий цветной и художественной глазурью, появились яркие краски, которые можно было обжигать, была освоена техника пате-сур-пате. В моду вошли изделия с обилием золотых декоров, сочетании позолоты с росписью. В росписи фарфора Майсен преобладали цветочные мотивы, которые создавались по эскизам художников-импрессионистов (Julius Eduard Braunsdorf, Otto Eduard Voigt). К концу 19-ого века на волне «антиэклектического движения», естественной неудовлетворенности художников отсутствием новых идей стало складываться искусство Модерна. (об этом периоде читайте в одной из следующих статей).

Галерея