Пауль Шойрих (1883-1945 гг.)

Немецкий живописец, гравёр, скульптор, график – это только небольшая часть достижений Пауля Шойриха за его сложную творческую жизнь. Его вклад в историю мануфактуры Meissen считается бесценным. Его называют Кендлером 20-ого века, поскольку со времён Йоханна Йоахима Кендлера Шойрих стал лучшим скульптором пластического фарфора. Благодаря именно работам Шойриха Meissen снова занял достойное лидирующее положение среди производителей фарфора. Его эксклюзивные фигуры пользуются успехом и большой популярностью у коллекционеров всего мира.

В соответствии с записями в рабочем архиве фабрики, Пауль Шойрих создал для мануфактуры Meissen 102 модели. Этот факт свидетельствует не только о плодотворной связи между художником и Мануфактурой, но в то же время отмечает наиболее творческий период этого мастера фарфоровой скульптуры начала 20-ого века. В своих преимущественно пластических работах Шойрих опирается на традиции 18-ого века – его работы прежде всего декоративны и имеют специфическое оформление материала. Работы Шойриха можно отнести к периоду Арт-Деко – они в подавляющем большинстве театральны, эротичны и эффектны. Главные черты его скульптур, определяющие ценность его работ – это чувственная сила воздействия, невероятная пластика и динамика фигур.

Разносторонность Пауля Шойриха поражает: он был графиком, гравёром, скульптором, работающим с разными материалами: гипсом, камнем, бронзой; художником, который рисовал пастелью, маслом, карандашом, углём, мелом; он любил портреты, миниатюры, разрабатывал дизайн для покрывал, кулис  для оперного театра Шарлоттенбург, занимался также росписью по стеклу. Даже банкноты того времени имели роспись, разработанную Шойрихом. 

Пауль Шойрих родился в немецкой семье в Нью-Йорке в 1883 году. В первые годы 20-ого века Пауль учился в Академии в Берлине. Работе Шойриха на Meissen предшествовал очень долгий и сложный путь.

Огромную роль в его творческой жизни сыграл Макс Адольф Пфайффер.

Макс Адольф Пфайффер

Будучи по профессии обычным машиностроительным инженером, он безумно любил искусство и сумел на этой любви построить целый мир и привлечь талантливейших людей к своей собственной мастерской по производству и продаже фарфора. В 1901 году Пфайффер вместе с предпринимателем Эдмундом Трестером выкупили разваливающуюся в то время фарфоровую Фолькштедскую фабрику. А в 1909 году смог в рамках этого завода открыть художественное ателье-мастерскую в деревушке Унтервайсбах недалеко от Шварцбурга, которая получила название «Шварцбургские мастерские фарфорового искусства».  

Руководителю Пфайфферу и главным художникам, скульпторам и модельерам, которые работали на мастерской, удалось создать уникальные произведения искусства, отразив все основные художественные направления и стили своего времени.

Пфайффер постоянно искал новые таланты для воплощения своих творческих идей. Однажды он обратился к Августу Гаулю, скульптору по животной тематике, с просьбой подобрать юные таланты для только начавшей своё развитие фабрики. Гауль посоветовал Пфайфферу нескольких своих лучших учеников, среди которых были Макс Эссер  и Пауль Шойрих, сыгравших в дальнейшем немаловажную роль в развитии мануфактуры Meissen.

С Паулем Шойрихом Макса Адольфа Пфайффера познакомили на выставке, где молодой художник представил свою первую работу «Охотница», которая была выполнена впервые именно в фарфоре на Берлинской Фарфоровой мануфактуре за собственные деньги Шойриха.

В 1912 году он прошёл отбор на кандидатуру по сотрудничеству в мастерских Пфайффера. С тех пор Пфайффер стал закупать у Шойриха его проекты и воплощать их в фарфоре в рамках «Шварцбургских мастерских фарфорового искусства». Фигуры «Охотник» и «Дама с лирой» были выполнены уже на этой фабрике.

До сих пор на аукционах эти и ряд других редких экземпляров первых работ Шойриха, выполненных в фарфоре на предприятии Пфайффера, пользуются бешеным успехом.

В 1913 году Адольф Пфайффер уехал из Унтервайсбаха и стал главным художественным руководителем фарфоровой мануфактуры Meissen. На первом этапе работы на мануфактуре в его главную обязанность входил поиск новых идей и форм для их воплощения в фарфоре. Именно работы Шойриха стали первыми фарфоровыми фигурами, модели которых Пфайффер начал закупать у самого художника. Это была знаменитая коллекция «Русский Балет», ставшая несравненным бестселлером.

А Пауль Шойрих в 1913 году начал работать в качестве декоратора сцен для известного австрийского режиссёра-новатора и театрального деятеля Макса Рейнхардта, который возглавлял Немецкий Театр в Берлине. Он приступил к разработке деталей костюмов для кино и театральных сцен и стал одним из самых уважаемым художников столицы Германии. Не забывал Шойрих и про скульптуры. Он умудрялся работать параллельно с разными материалами и сотрудничал с разными крупнейшими фарфоровыми мануфактурами.

Благодаря идеям нового художественного руководителя фабрики Meissen Адольфа Пфайффера сотрудничать с новыми талантами, фарфор мануфактуры приобрёл новую жизнь и вышел на новый художественный уровень. Примечательно, что этот опыт повторили уже в 2010 году в год 300-летия мануфактуры Meissen, и создали особый проект Meissen Couture art Campus. Он заключается в том, что к сотрудничеству привлекаются талантливые дизайнеры, скульпторы, модельеры, которых приглашают на мануфактуру в разработанные специально для них творческие мастерские, где для них представлены все необходимые для работы вспомогательные средства: оборудование, материалы и помощь мастеров-экспертов. Длительность их пребывания на мануфактуре и участие в программе Meissen Couture art Campus зависит от масштаба, значимости, популярности и характера каждого конкретного проекта.

В 1914 году начались первые признаки психического заболевания Пауля Шойриха. Практически 2 года он пребывал в страшнейшей депрессии, которую связывали с его гениальностью.

В течение Первой Мировой Войны мануфактура полностью прекратила закупки Шойриховских моделей. Эти годы были очень напряжёнными для молодого скульптора, поскольку даже при попытках Пфайффера снова начать закупать у Шойриха его произведения, директор мануфактуры без объяснения каких-либо причин просто отказывался их приобретать. В 1917 году Шойрих выставляет ряд своих моделей фигур для фарфора на Берлинской выставке. В связи с отказом Meissen Пауль продал несколько работ Берлинской мануфактуре КРМ. Работы «Аполлон» и «Дафна» имели невероятный успех и на Meissen долго сожалели, что в своё время отказали Шойриху и не взяли их модели на изготовление у себя.

Фигуры «Аполлон» и «Дафна» возбудили огромный интерес к себе и личности скульптора, создавшего их. Журналы описывали его творчество, как «наиболее удачное возрождение стиля рококо». Шойрих всегда очень любил стиль классического фарфора, но в связи с особенностями эпохи сумел внести в него своеобразное новое видение этой классики. В связи с этим его стиль стали называть «новое рококо».

Адольф Пфайффер становится директором мануфактуры Meissen в 1918 году и в скором времени решает узаконить сотрудничество с Паулем Шойрихом и реализовать все свои надежды, связанные с любимым скульптором. С этого момента начинается длительная история плотной работы Шойриха на немецкой фарфоровой мануфактуре, которая так сильно повлияла на престиж фабрики. Шойрих писал, что это время было очень важным периодом в его жизни, поскольку для него представилась возможность именно через фарфор реализовать все свои многочисленные замыслы. Этот период стал своеобразным вызовом его индивидуальности и способностям, поскольку работа с фарфором всегда являлась очень рискованной и опасной, однако одновременно она была и способом выразить себя, и через роспись, и через нанесение глазури, и через точный просчёт ожидаемого на выходе результата.

Отправной точкой для сотрудничества Шойриха с мануфактурой  послужила его работа, которая называется «Дама с Мавром».

Она стала для Пфайффера, следившего постоянно за творческими новшествами художника, одной из возможностей снова завоевать его талант на благо мануфактуры. И, надо сказать, он не ошибся, хоть это было и не просто. Дело в том, что фигурка была заказана одной знатной дамой – дочерью Берлинского банкира по имени Нора Аллатини – и её гипсовая форма находилась в её частном владении. Meissen не мог выполнить её у себя в мастерской. Это стало причиной долгих переговоров Шойриха с мануфактурой Meissen. В конце концов Нора Аллатини заказала частное изготовление композиции из фарфора на Meissen, второй экземпляр она определила для выставки в музее и третий Шойрих захотел изготовить лично для себя. В фарфоре скульптурная композиция была выполнена на мануфактуре Meissen в 1918 году и в связи с этим Пфайффер предлагает узаконить сотрудничество Шойриха с фабрикой. В договоре Норы Аллатини на изготовление фигурки было прописано, что изготовление дальнейших экземпляров заказчица категорически запрещает. Хоть и под чужим владением, однако композиция была занесена под определённым модельным номером в доклады Пфайффера. Meissen получил гипсовую модель и право на изготовление «Дамы с мавром» только в 1927 году! Пфайффер выкупил её у самой Норы Аллатини и половина денег была передана Шойриху, у которого сильно обострилась болезнь в 20-ые годы 20-ого века.

В самый первый этап своей постоянной работы на мануфактуре Meissen Шойрих не стремился к созданию чего-то нового. Он старательно приводил к совершенству свои старые задумки, пробы и зарисовки. Одной из таких работ стали, например, «Часы с Путти», которые первоначально были выполнены мастером в бронзе.

Пфайффер ставит  все карты на развитие новой линии в художественном направлении мануфактуры, опираясь на современные изделия Шойриха.

C 1919 по 1923 год было разработано около 20 моделей фигур. Многие из них в дальнейшем были воплощены в фарфоре на фабрике Meissen.

После окончания Первой Мировой Войны в Германии в ноябре 1918 года поражение страны в этой военной кампании привело к катастрофическим последствиям. Германия ощутила на себе инфляцию ещё в военный период, причиной которой стал отказ от золотой марки для финансирования военных действий и начавшийся выпуск бумажных денег. Марка в результате практически обесценилась к концу войны. В 1919 году был подписан Версальский договор, в связи с которым Германия потеряла все свои колонии и заграничные инвестиции. Помимо этого она была вынуждена платить огромные суммы державам-победительницам. В результате долги страны вдвое превысили весь национальный доход Германии. Всё это подтолкнуло Германию начать эмиссию денег. Этот процесс с течением времени вышел из-под контроля и привёл к чудовищным экономическим последствиям. В 1923 году попытки как-то контролировать ситуацию сошли на нет.

В таких условиях под страхом обесценивания полученных денег за свои работы Шойрих перестал продавать модели мануфактуре, поскольку получив за одну из своих лучших работ в 22 году «Мавр с Какаду» около 15000 марок, он на эти деньги не смог купить даже одну булочку.

В это время у Шойриха снова обостряется его психическое заболевание и работа снова приостанавливается. Практически пять лет Пауль абсолютно не мог работать. В течение этого времени его жена фрау Кете Шойрих начала продавать даже просто зарисовки идей своего мужа мануфактуре. И Пфайффер в связи со своим безграничным уважением к таланту и личности художника соглашался зачастую по завышенной цене покупать эти модели и зарисовки, чтобы как-то помочь ему выкарабкаться из своей болезни и поддержать экономически. До 1927 года жена Шойриха продала около 27 зарисовок и некоторые модели. Так, например, в 1926 году ею была продана модель к фигуре «Турчанка с флейтой», которая была задумана в пару к «Мавру с какаду», всего за 1000 марок. Пфайффер всегда так сильно ценил Пауля Шойриха, что соглашался на покупку даже тех моделей, которые долгое время после этого не выпускались или объявлялись некоммерческими. Многие работы того периода были расписаны по личному усмотрению мануфактуры, либо же выпускались в белом варианте.

Последние работы, которые продала жена Шойриха – бюст Шойриховской сестры Луизы «Бюст Женщины» и «Стоящая дама»

Сестра Шойриха Луиза, «Бюст Женщины» и «Стоящая дама»

Оправившись от болезни, осенью 1928 года Пауль Шойрих постепенно снова приступает к работе. Этот период также оказывается очень плодотворным для скульптора. За 4 года он создаёт 21 модель фигурок. Важно отметить то, что сильно меняется его взгляд на женщин и на тематику в творчестве. Если до болезни Шойрих придерживался старых тенденций и стиля, выбор его образов был тем или иным способом связан с балетом или оперой. Основными героями становились путти, мавры, турки, китайцы, в изящном классическом исполнении, с очень богатой пластикой движений, театральными ужимками и пышностью. То в период после болезни скульптор обратился к ироничному стилю изображения своих образов. Костюмированный яркий мир театра уступил место иллюзорному миру фантазии. Материализовавшиеся фантомы уже не требовали яркой раскраски. Фарфоровая бледность была им к лицу.

Женские фигуры стали более угловатыми, излишне худыми, с неразвитой грудью, иногда словно болезненными, напоминающими подростковую фигуру. Женские фигуры были облачены по моде того времени, с чересчур глубоким декольте, с оголёнными ногами, с короткими мальчиковыми стрижками, с перьями и шляпами. Минимум росписи, бледность, хрупкость образа.

Другим направлением стало обращение к своеобразному видению античного искусства.

И одним из основополагающих моментов, который определил тематику многих дальнейших работ художника, явилось его увлечение лошадьми.

Период был настолько бурным в творчестве Пауля Шойриха, что он одновременно работал над несколькими моделями. Были случаи, что под влиянием своего вдохновения, которое озаряло его новыми идеями, Шойрих забрасывал начатые недавно фигурки и долгое время не мог вернуться к их продолжению.

Сложности снова наступили в 1931 году. Они были связаны с трудной экономической ситуацией, сложившейся в Германии в начале 30-ых годов 20-ого века, которая переросла в жуткий кризис в 1932 году в стране. В связи с этим Мануфактуре Meissen пришлось сократить рабочие часы на производстве. Фабрика стала работать только 3 раза в неделю, что сказалось на доходах. Соответственно Адольфу Пфайфферу стало всё сложнее покупать модели Шойриха.

1932 год стал последним годом, когда Шойрих работал на мануфактуре под директорством Макса Адольфа Пфайффера. 15 марта 1933 года директор фабрики был уволен. Дело в том, что в то время сильно возрос расистский настрой в стране. На директора написали донос,  где упоминалось его родство с евреями. Подозрения пали и на Пауля Шойриха, поскольку Пфайффер всегда ревностно отстаивал права мастера и был своего рода его протеже. На мануфактуре начались разговоры, что работы Шойриха некоммерческие, мало соответствовали художественным направлениям эпохи, были несвоевременны. Многие работы в связи с этим либо вообще не изготовлялись, либо оставались не расписанными. Их модели отлёживались в архивах в депозите.

Последняя работа при Пфайффере

Это естественно повлекло за собой финансовые  трудности у Шойриха. Он с каждым годом всё больше и больше отдалялся от мануфактуры Meissen  до тех пор, пока в 1936 году её не возглавил Вольфганг Мюллер фон Бацко. В своё время Мюллер был учеником и ассистентом Пфайффера. Он познакомился с Шойрихом в 1920 году и также очень хорошо понимал и ценил искусство художника. В конце 20-ых годов 20-ого века Мюллер возглавлял фабрику по производству майолики и фарфора в Карлсруе.  

В 1930 году некоторые Шойриховские работы выполнялись именно в мастерских этой мануфактуры.

Компетентность, осведомлённость и большой талант Мюллера определили его выбор на мануфактуре Meissen в качестве директора. И как только он занимает этот пост, ему удаётся уладить все конфликты и недоразумения, которые существовали между мануфактурой и Шойрихом. В скором времени и все работы скульптора, которые долгое время лежали в архивах не задействованными, все наработки Шойриха за эти годы после ухода с фабрики Пфайффера, были реанимированы и введены в производство.

В ноябре 1937 года происходит одно из самых знаменательных событий в биографии Пауля Шойриха. Его 6 работ участвовали во Всемирной выставке в Париже под названием «Искусство и техника в современной жизни». В ней приняли участие 47 стран. Руководство мануфактуры позволило Шойриху выставить 6 своих работ: «Похищение» («Турок и Турчанка»), «Отдыхающая», «Дама с веером», «Амазонка и Амур», «Дама с Ланью» и «Споткнувшаяся всадница».

«Похищение» («Турок и Турчанка»), «Отдыхающая», «Дама с Ланью», «Споткнувшаяся всадница»

«Дама с веером» и «Амазонка и Амур»

Все эти работы получили премию „Grand Prix“.

После этого Паулю Шойриху предлагают новое направление в его творчестве, а именно сделать серию декоративных предметов для дома – вазы, пиалы, шкатулки.

Он соглашается и из-под его рук выходит около 30 таких моделей. Но чем дальше, тем сложнее стало Мюллеру покупать работы скульптора, поскольку ему требовались огромные усилия добиваться одобрения на очередную модель Шойриха от министерства. Стало понятным, что в скором времени сотрудничество Мануфактуры с Шойрихом сойдёт на нет. Скульптор параллельно работает и с другими мануфактурами. Например, с 1936 по 1938 год он выпускает ряд своих фигурок на фарфоровой фабрике Хутшенройтер (Hutschenreuther).

«Часы с путти» стало последней моделью Шойриха, выполненной в фарфоре на мануфактуре Meissen в 1940 году. В 40-ом же году с Мануфактуры ушёл и Мюллер. Причина этому скорее всего крылась в сильном покровительстве  Шойриха директором. Работы скульптора не удовлетворяли новой идеологии фашистской Германии. Его ироничный декаданс шёл в разрез с интересами и вкусами руководящих постов Министерства. Кроме этого, конечно же большую роль сыграли политические события в Германии, война, которую объявила страна миру. В декабре 1939 года 150 из 750 работников на Мануфактуре Meissen было отправлено на фронт. Стало не хватать ресурсов для выполнения фигур и заказов, не хватало и золота для росписи позолотой. По этим причинам в начале 1940-ого года закончились все заказы для Шойриха.

Конечно, нельзя сказать, что с остановкой сотрудничества с Meissen закончилась и вся творческая жизнь Пауля Шойриха. До 40-ого года он уже выполнял многие заказы другого плана. Он декорировал кулисы Берлинской оперы,

расписывал фарфоровые плитки, гобелены. В 1935 году иллюстрировал обложку журнала «Die Dame and Sport im Bild». Министерство иностранных дел через Берлинскую Мануфактуру КРМ заказало у него столовый гарнитур для украшения праздничного стола, которое получило название «Рождение красоты».

Этот ряд фигурок стал последним детищем Пауля Шойриха, выполненным в фарфоре.

В связи с гонениями евреев, Шойрих всегда выступал в защиту этой нации, старался защищать своих друзей, творческих людей-евреев, никогда не участвовал в расистских предрассудках, не принимал участие ни в одной политической кампании, не состоял ни в одной партии. И даже в искусстве никогда не отражал никаких политических и идеологических намёков. И, к сожалению, в скором времени он был вынужден временно покинуть страну. Этот отрыв от родины, культуры, не могли не сказаться на его душевном состоянии. Кроме того и его единственный сын Каспар стал немецким солдатом и в мае 1940-ого года погиб. Шойрих снова впадает в жуткую депрессию, вся его болезнь возвращается к нему. В периоды выздоровления он пытается всё равно творить и работать. Ремиссии в болезни становятся всё более редкими и вскоре после 1942 года он прекратил моделировать фигурки, во всяком случае до наших дней не дошла информация о его работах после 1942-ого года. В скором времени попадает бомба в ателье Шойриха, и скульптор больше не возвращается в Берлин. Они вместе с женой уезжают в маленький городок Айхов к своим хорошим знакомым, которые во многом им помогли. К тому времени он уже практически потерял рассудок. В сентябре 1945 года Пауля Шойриха не стало - по предсмертному заключению он скончался от пневмонии.

Судьба Пауля Шойриха была очень сложной, она к тому же была омрачена постоянными вспышками его болезни. Но возможно именно поэтому его творчество было настолько богатым и интересным, новым и неоднозначным. Именно из рук этого художника вышло столько неповторимых изделий, которые до сих пор радуют коллекционеров и привлекают внимание всех любителей фарфора.

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

Товары, представленные в статье

7 товара(-ов)
Артикул : 900580-73316-1
Артикул : 900300-67073-1
17500
Артикул : 900380-73324-1
Артикул : 900180-73315-1
Часы с путти
Топ
Артикул : 900580-60830-1
Артикул : 900300-67072-1
Артикул : 900380-73326-1