Почему стоит инвестировать свои средства именно в современный Meissen?

Нам в нашей работе в салоне встречается огромное количество людей, которые убеждены, что нет ничего лучшего, чем покупать антикварные изделия мануфактуры Meissen. Многие утверждают, что старые предметы выглядят более красиво, более богато, роспись лиц фарфоровых фигурок более живая и тонкая. А главное они значительно дешевле!

А есть ли у вас гарантия того, что Вы заплатили н-ную сумму денег именно за то, что планировали купить, что та сумма соответствует и оправдывает вложенные в неё средства. В Вене, например, на период 2016 года огромное количество антикварных магазинов вообще перестали рассматривать фарфор Meissen для покупки, поскольку 98 процентов предлагаемых изделий являются подделками.

Если вам в антикварном магазине предлагают "шедевр" по привлекательной цене, но с условием немедленного приобретения, на наш взгляд лучше сразу отказаться от такой сделки, чем бы она ни мотивировалась. Вас торопят, на Вас давят с принятием мгновенного необдуманного решения.

Предлагаем Вам рассмотреть некоторые подводные камни, которые должны Вас всегда держать на стороже при покупке антикварного фарфора мануфактуры Meissen. А также мы сравним некоторые качества современного и старого фарфора.

Наша задача в данной статье не разубеждать Вас, не уговаривать Вас, а помочь сделать правильный выбор. Делать будете его все равно Вы.

Внешний вид

Существует два крайних случая – либо фарфор слишком замызганный и неприглядный на первый взгляд, либо слишком чистый и слишком нетронутый временем. Подозрительными являются оба.

100 раз подумайте, есть ли смысл приобретать изделие Мейсенской мануфактуры прошлых столетий в антикварных салонах, если можно купить современное ничем не уступающее по красоте, а порой даже предвосхищающее оригинал, по технике исполнения и значимости новое.

Как правило, в старых уже кому-то принадлежавших предметах нет блеска, в них нет игры тонких переходов цветовой гаммы. Они сальные и неприятные на ощупь. Если говорить о фигурках, мелкая пластика не отработана, в изделиях нет той четкости линий, которой смогли добиться мастера мануфактуры на сегодняшний день. Контуры росписи порой размыты, мелкие детали как будто смазаны, цвет краски порой неестественный и кричащий. Как правило, краска лежит неровно. О посуде вообще разговор особый. Если вы приобретаете ее для использования – ведь из нее же уже кто-то ел…..

Донному кольцу изделий необходимо уделить немаловажное внимание покупателя. Оно должно быть! Если кольцо также глазуровано как и само изделие, это не фарфор, а скорее всего дешевый фаянс. Кольцевое дно из фарфора обязано быть белым, матовым и не гладким!

Также стоит приглядеться к белым участкам фарфора, которые не подверглись окрашиванию. На мануфактуре Мейсен заведено, что большая часть изделия должна оставаться без росписи, для того, чтобы можно было оценить белизну материала. Под краской может скрываться некачественный фарфор подделки!

Надо обязательно иметь ввиду, что антикварный фарфор в принципе не может быть в идеальном состоянии. Смотрите внимательно на внешний вид самого фарфора - на его качество. В старом фарфоре должны быть различного рода вкрапления, могут быть черные точки в текстуре фарфора и шероховатости, роспись по большей части должна быть размытой, без четких и гладких линий. Идеально чистого фарфора по определению не могло быть в прошлые века. Если он безупречно чист - 100% подделка современная!!!

Роспись

Когда Вы видите антикварное изделие мануфактуры Майсен, обратите внимание на палитру красок и тип росписи.

Роспись – это самое сложное в работе с фарфором. Надо учитывать, что мануфактура Майсен на сегодняшний день обладает палитрой 10.000 оттенков цвета. В 18 веке таких оттенков для росписи фарфора знали всего лишь 16, в 1884 году палитра насчитывала 45 красок.

Вплоть до 1735 года создавались фигуры и посуда, которые расписывались холодным способом поверх глазури при помощи особых лакообразных красок. Такие краски также не могли сохраниться в идеальном состоянии на изделиях. Лак помогал скрыть дефекты, образующиеся на более крупных предметах во время обжига.

В 18-ом веке краска накладывалась в несколько слоев, чтобы получить нужный цвет, поскольку художники еще плохо владели технологией обжига красок и разработкой необходимой интенсивности цвета. Часто на таких изделиях просматривается эффект апельсиновой кожи – как лопнувшие пузырики (это происходило в связи с плохой просушкой нижнего слоя краски)

Старая зеленая краска на старых изделиях не может быть в хорошем состоянии - она должна была потрескаться с течением времени – она была на основе меди, поэтому участки вокруг зеленого окрашивания по идее должны быть слегка желтоватыми.

Красный и черный тона должны быть на изделиях 18-начала 19-ого веков тусклыми, поскольку в те времена не научились добавлять в краску флюс!

Надо быть очень внимательными с подглазурной росписью Мейсенского фарфора, поскольку до 1817 года подглазурная роспись выполнялась только синими кобальтовыми красками. Только после этого года появился зеленый подглазурный тип  краски. Красные и некоторые другие оттенки подглазурной росписи были разработаны только в конце 19-начале 20-ого столетий.

Во второй трети 19-ого века появилось такое понятие как деколь (переводная картинка) и печати – антикварные предметы относящиеся к периоду после этого времени очень опасно покупать, поскольку в деколи нет ценности – эта технология была придумана для массового тиражирования! Практически все мануфактуры перешли на эту технологию в то время. Майсен остался верен своим традициям ручного производства и никогда не использовал деколи в качестве альтернативы ручной росписи. Это важно учитывать при рассмотрении антикварных изделий, особенно посуды. Под увеличительным стеклом Вы сможете различить мелкую сетку на изображении - похожее на газетное разрешение фотографий

Как правило, слой краски на деколи очень тонкий, поэтому изображение достаточно бледное. Часто деколи дописывают вручную, чтобы насытить краски, сделать их более яркими. Так называемая деколь с подрисовкой. Дорисовывают как правило холодным способом при помощи эмалевых красок. Это смотрится выпукло и декоративно. Их часто выдают за полноценную ручную роспись. Будьте внимательны!!! Бугорки эмали, как правило, хорошо просматриваются – они приподнимаются над основным рисунком.

Эмалевыми красками дорисовывают и прорывы деколи – частое явление при деколировании.

Ручная роспись мануфактуры Майсен доведена до совершенства. В ней хорошо видны мазки кисточки. Однако при этом, в отличие от не очень качественной росписи многих мануфактур, которые все же работают вручную, майсенская роспись не выступает на поверхностью изделия. Она практически не ощутима – это говорит о профессионализме и отточенности техники мастеров и качестве самих красок.

Если под рукой нет лупы, просто сравните повторяющийся мотив росписи – если он как по шаблону повторяет каждый изгиб и деталь, перед вами деколь.

Цена

В антикварных салонах изделия Майсенской мануфактуры 18-19-20-ого веков должны стоить либо столько же, сколько они стоят в современных коллекциях, либо больше. Если Вы видите, что цена значительно снижена, или антиквар тут же готов снять с начальной цены процентов 20% - будьте осторожны и подумайте еще раз, стоит ли Вам довериться этому человеку и сразу купить эту вещь.

Вероятность копии, подделки, фальшивки изделий

Популярность мейсенских фигур породила промысел подделок, как в старину, так и до сегодняшнего дня. Подделка Мейсенского фарфора считается на сегодняшний день самым прибыльным и распространенным бизнесом. Оценка подобных предметов представляет собой сложность для людей, не имеющих большого опыта коллекционирования «голубых мечей», так как в большинстве случаев в подделках соблюдаются все особенности оригинала.

В 18-ом веке открылось огромное количество мануфактур, которые подделывали Meissen, кроме того, почти все новые в то время мануфактуры начинали с того, что пытались повторить известные произведения искусства, которые выходили в ограниченном количестве, а некоторые просто были уникальными и создавались единично сугубо на заказ конкретного заказчика. Именно таким образом они пытались сорвать большой куш у тех заказчиков, которые, например, не успели вовремя заказать на мануфактуре необходимое изделие.

Покупая в антикварном салоне изделие данного производителя Вы должны быть на 100%уверены в том, кто Вам продаёт и что Вам продаёт. Надо разбираться самому в ассортименте мануфактуры, иначе Вам подсунут изделие, которое повторяет оригинал только на 90%.

На мануфактуре было в свое время выполнено большое количество изделий с 4 линиями, которые перечеркивали клеймо Meissen. Такие изделия содержали в себе значительные неточности и отклонения от оригинала, в них могли даже отсутствовать какие-то детали. Как правило, это были фигурки без росписи. Эти изделия во времена Второй Мировой Войны продавались по низкой цене или попросту раздавались среди работников мануфактуры. Однажды попав в руки мошенников, такие фигурки расписывались кустарным способом, клеймо затиралось, чтобы не было видно перечеркивающие линии, и продавалось затем на черном рынке или в антикварных салонах, а теперь на многочисленных интернет-сайтах как оригинальное произведение первого сорта. Пойди разберись, чего конкретно не хватает в данной фигурке, если как такового полного каталога 180.000 изделий, что когда-либо были выпущены на мануфактуре, просто не существует.

Количество фарфора Meissen на рынке

Посмотрите на то обилие Майсенского фарфора, которое Вы можете встретить на страницах интернет-магазинов в современно нам время. Простите, но в таких количествах мануфактура просто не изготавливала тех предметов, которые там представлены.

Сертификаты или экспертные заключения

Приобретая антиквариат, необходимо помнить, что мнение продавца магазина о подлинности произведения является его частным мнением. Оно должно быть подкреплено экспертным заключением. Такое заключение магазин должен иметь на все антикварные предметы стоимостью от $500. Наибольшего доверия заслуживают экспертизы, сделанные в Третьяковке (русская живопись), Эрмитаже и ГМИИ им. Пушкина (европейская живопись и декоративно-прикладное искусство), Историческом музее, Оружейной палате, Алмазном фонде (декоративно-прикладное искусство) и музее Востока. 

«Нам же выдали сертификат!» - говорят нам покупатели. Присмотритесь к таким сертификатам. В обычных антикварных магазинах без имени они распечатываются вообще на обычном принтере! У нас были случаи, когда в сертификате была высокопарно названа эпоха создания данной фигурки, однако, временной интервал, охватывающий этот период, был указан неверно! Когда будете читать очередной сертификат в антикварном магазине, подумайте, а имя эксперта, подписавшего «документ», Вам что-нибудь говорит? Где он работает, какую должность занимает, кого представляет? Сертификат может быть выдан самой мануфактурой, если она существует. Если нет – доверяйте только знаменитым на весь мир аукционным домам типа Сотбис или Кристис, где работают настоящие эксперты своего дела или музеям мирового значения. Кстати, даже у них были ошибки при определении подлинности изделий.

Кстати, как правило, честные антиквары сами утверждают, что для выдачи сертификата недостаточно провести только искусствоведческую экспертизу при определении подлинности того или иного антикварного предмета, необходимы также технологические исследования, химическая экспертиза.

То есть другими словами, сертификат по сути своей доказывает экспертное мнение, пройденный химический анализ изделия, его историческую и временную подлинность и значимость.

Итак экспертное заключение, имеющее силу, должно быть оформлено на бланке мануфактуры, музея или аукциона, подписано экспертом-искусствоведом и начальником отдела экспертизы и заверено печатью. В нем фигурируют: описание предмета (размер, материал, техника исполнения); сведения о технической экспертизе (например, в отношении живописи — исследования под бинокулярным микроскопом, в инфракрасных лучах, в ультрафиолетовых лучах, рентгеноскопия), искусствоведческий анализ произведения (сопоставление его с работами того же времени и автора); вывод, в котором искусствовед определяет год создания, авторство, степень сохранности, художественную ценность данного произведения искусства. К экспертному заключению должна быть приложена фотография предмета с резюме и подписью эксперта.

К сожалению, экспертное заключение нередко оказывается поддельным. Его подлинность можно проверить: сведения о каждом прошедшем экспертизу предмете заносят в специальные учетные журналы, а его фотографию помещают в картотеку. Чтобы вам быстро ответили на вопрос, проходила ли та или иная вещь экспертизу, необходимо знать дату ее проведения и имя человека, ее инициировавшего.

Возможна и другая неприятность: экспертное заключение подлинное, но сопровождает фальшивую вещь. Иными словами, на экспертизу представляют подлинник, а продают его копию. Этот тоже возможно проверить, если пойти с хозяином изделия в означенную организацию, выдавшею заключение, и показать его тому же эксперту.

Существует такое понятие, как Архив на Майсенской мануфактуре, там же есть и экспертный отдел, где доказательство подлинности занимает несколько месяцев кропотливой работы, химического анализа и архивных исследований.

Так что наш совет – если Вас гложат сомнения, не торопитесь и подумайте, есть ли смысл заплатить за предмет из «Майсенского фарфора» немалые деньги, провести за еще достаточно большую сумму экспертизу и получить отрицательный результат. Так и до инфаркта недалеко! Приходите в авторизованные представительства Майсенского фарфора или обращайтесь напрямую на мануфактуру и без нервотрепки и со спокойным сном приобретите подлинные произведения искусства современного производства мануфактуры с гарантированным сертификатом от производителя.

Если уж Вы и решили приобрести изделие в антикварном салоне, не торопитесь!

Поверхностность знаний антикваров

В антикварных салонах работают не с одной известной и ценной временем торговой маркой. Их интересы разбросаны – фарфор, бронза, дерево, тысячи наименований компаний и фабрик, которые их произвели. Они не могут считаться профессиональными экспертами в каждой такой области – это просто невозможно. И Meissen в том числе и многие другие крупные имена, не могут быть определены только по одному взгляду на клеймо и внешний вид. Даже сами работники мануфактуры, которые по 50 лет работают на благо компании, не осмелятся Вам, только взглянув на изделие, определить его подлинность.

Клейма

Фирменный знак мейсенского фарфора скрещенные голубые рыцарские мечи. Этот бренд известен и почитаем уже почти 300 лет. До сегодняшнего дня, практически без изменений технологии, на знаменитой мануфактуре выполняется ручная отливка и ручная роспись. Предметы мейсенских мастеров продаются не только сервизами или коллекциями, но и по отдельным предметам.

У маркировки мейсенского фарфора есть свои нюансы. На фарфоре периода Бёттгера марки еще нет. В промежутке между 1720 и 1725 годами нередко возникают подражания китайским надписям и рисункам. С 1723 года для маркировки посуды стали пользоваться синей подглазурной маркой, схематическим изображением посоха Меркурия или буквами К.Р.М. (Königliche Porzellan Мanufaktur) и М.Р.М. (Meißner Porzellan Мanufaktur).

На более крупных вещах, созданных в 1725—1730 годах в китайском и японском стиле, стоят буквы AR (Augustus Rex), равно как на изделиях, производившихся в дальнейшие годы для двора. И лишь с 1722 года появляется марка, которая стала в последствии традиционным знаком мейсенского фарфора; два скрещенных меча. Этот мотив взят из саксонского герба.

На фарфоре 1763—1774 годов между рукоятками мечей появляется точка — это так называемый точечный период. В эпоху Марколини (1774—1814 гг.) между мечами появляется звездочка. А в 1814—1820 годах дата под мечами указывается римскими цифрами. Начало 20-ого века во времена директорства Пфайффера клеймо отличалось наличием звёздочки между рукоятками.

На бисквитной пластике марка вдавливалась или прописывалась кобальтом: мечи в треугольнике. Случается, что марка на фарфоре процарапана одной или несколькими поперечными черточками. Так отмечалась незаконченность вещи при отправке с мануфактуры, а также наличие незначительных дефектов, не заметных для глаза и не нарушающих целостность фарфорового предмета. Эта система означала (если в марке прочерчены засечки), что изделие покидало завод отделанным не до конца и расписывалось позднее по большей части уже не на мануфактуре Майсен.

Клеймо вообще не может стать основой для определения подлинности изделия и отнесенности его к определенной эпохе. Клеймо – это самое простое, что можно подделать, затереть, поменять, перерисовать.

Помимо клейма, на изделиях мануфактуры Майсен существует огромное количество дополнительных обозначений, которые не всегда понятны и известны неосведомленному в этой области человеку.

Про клейма Мейсенского фарфора Вы можете более подробно прочитать на нашем сайте в статье «Клейма Meissen» (ссылка)

Повреждения и реставрация

Цена на фарфоровые изделия может быть снижена в случае реставрационных работ, произведенных с изделием.

Большая часть предметов, представляемых в антикварных салонах, на самом деле сильно повреждены. Сколы и трещины значительно снижают стоимость таких изделий. Но если изделие еще и подвергалось реставрации, ценности такого предмета уже практически не осталось. Реставрация происходит при помощи фарфора и глазури уже абсолютно другого состава, как правило, хуже по качеству. Повторный обжиг реставрируемых изделий с позолотой невозможен, поэтому для восстановления росписи уже используются холодные эмалевые краски, а вместо позолоты наносится простая краска с оттенком золота.

Неужели Вы хотели бы стать обладателем такой вещи, в которой заведомо многое фальшиво?

Покупка фарфора Майсен как инвестиция

Хрупкость материала фарфор – становится его преимуществом, если Вы решили инвестировать в него свои средства – поскольку не многие эти вещи могут пройти время, годы, эпохи, века. Ваша вещь через пятьдесят лет может стать уникальной, поскольку остальные из ограниченного выпускаемого их количества могут не пережить Вашу вещь!!!

Рост цен на современный фарфор мануфактуры Майсен также стабилен как и на антикварный. Среднестатистические данные экспертов утверждают, что практически любой приобретенный предмет дает в год прирост своей стоимости минимум на 10%, что, несомненно, является весьма привлекательной величиной для инвестирования и сопоставимо с эффективностью самых ценных бумаг, например, акций.

Важно заметить, что на аукционах цены за фарфор Майсен уже многие года остаются самыми высокими. По последним исследованиям было доказано, что в течение последних 20 лет инвестиции в предметы искусства, принадлежащие мастерам фарфоровой мануфактуры Майсен, были оценены намного выше, чем инвестиции в золото, акции или недвижимость.

Именно в кризисные и посткризисные времена и можно инвестировать и создавать хорошие коллекции. И современные коллекции лимитированных произведений Майсенской мануфактуры в настоящее время очень востребованы покупателями всего мира. Стоимость современных изделий растет практически каждый год.

Хотим представить Вашему вниманию результаты некоторых аукционных продаж Майсенского фарфора:

  • В 2002 году Музей Гетти заплатил 1.3 миллиона евро на аукционе Christie's за фигуру Индюка, созданную Кендлером
  • В июне 2005 года композиция пары цапель в натуральную величину, спроектированная снова же скульптором Кендлером в 1730 году для Японского дворца Августа Сильного ушла с аукциона Christie's, проводимого  во Франции, за 5.6 миллионов евро.
  • В декабре 2006 года, частный коллекционер за сумму около 4 миллионов евро на том же аукционе приобрел Льва и Львицу, смоделированные последователем Кендлера скульптором Кирхнером для Дрезденского Японского дворца Августа Сильного.
  • Одна из самых высоких продаж была зафиксирована на аукционе Christie's в размере 650.000 евро в декабре 2007 года за фигурку Арлекина Кендлера из коллекции Комедия дель Арте
  • Из той же серии фигур Комедия дель Арте была продана фигурка Танцуюзего Меццетино за 110.000 евро на аукционе Ahlden Castle в том же году.
  • Шкатулка Кендлера в виде сердца была продана за 86000 евро на аукционе Lempertz в мае 2008 года
  • Коллекция Майсенского фарфора известного врача Роя Бирнса была представлена на аукционе Christie’s в Лондоне в мае 2010 года. Из 155 предметов только 14 не были проданы. Самая уникальная вещь коллекции стала ваза с росписью синим кобальтом в стиле шинуазри с клеймом Августа Рекса (Августа Сильного). Она была продана за 155.600 евро  - в 2 раза больше предложенной за нее начальной цены. Блюдо из Лебединого сервиза с ручками ушла с аукциона за 70.770 евро. Изначально ее оценили в 19.000.

Покупка Meissen в современных официальных представительствах мануфактуры обеспечивают Вам надёжность своего капиталовложения, надёжность в подлинности, поскольку к каждому изделию выдаётся особый сертификат самой компании с печатью и подписью главного директора Meissen.

У Вас нет необходимости проходить дополнительную экспертизу купленному Вами изделию и тратить на это дополнительные средства.

Ценность таких изделий проверена временем и бесчисленным количеством промежуточных производственных проверок на соответствие по качеству. Мы продаём только изделия первого сорта без единого дефекта или брака. На мануфактуре Майсен можно заказывать индивидуально по Вашим предпочтениям – можно менять цветовое решение фигурки или фигурной композиции,  можно сделать такое изделие подарочным или именным со специальной надписью на дне изделия. Вы сами можете сотворить историю при помощи безупречного исполнения практически любого Вашего каприза.

Старинным вещам, как правило, прощаются технологические погрешности и низкое качество фарфора, их покупают за редкость, за то, что они принадлежали известной персоне. В современном фарфоре Майсенской мануфактуры погрешностей и брака нет, качество фарфора в сотни раз превосходит качество используемого материала в 18-ом и 19-ом веках. Современная фарфоровая масса более чистая и белая, более гладкая по структуре и менее пористая.

В современном фарфоре главным становится не повторить один в один фигурку прошлого времени – не это основополагающая цель компании Майсен. Главным становится стремление в соединении старых традиций работы вручную, в сохранении соотнесенности с историей создания фарфоровой фигурки или того или иного предмета, ее функциональности, а также в демонстрации безграничных возможностей работы с этим уникальным белоснежным материалом. Поэтому современные изделия могут повторять только форму, но роспись делает каждый такой предмет уникальным и единственным в своем роде.

Наш Арт-Салон с высоко подготовленным персоналом и сама мануфактура Meissen с радостью готова проконсультировать Вас во всех вопросах, которые связаны с ограниченными сериями, особенностями технологического процесса создания предмета Вашего инвестирования и историей того или иного произведение. Мы прекрасно понимаем, что данные критерии играют решающую роль в определении ценности и возможных повышений стоимости изделий в будущем.

Доверьтесь нам!

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках