Белая магия

Достояние Саксонии

Часто к нам в Салон приходят люди, которые знают понятие фарфора, но не имеют даже малейшего представления о том, как создаются эти великолепные пластики, как магическим образом глина превращается в руках саксонских мастеров в великолепный белоснежный фарфор. Как идеально гладкая поверхность этого белого чуда приобретает цвет и становится истинным произведением искусства.
Обычно один раз прикоснувшись к истории Майсенской мануфактуры и к секретам изготовления фарфоровых предметов, уже достаточно сложно остановиться восхищаться снова и снова тому, что на самом деле могут творить руки художников и скульпторов, работающих на Майсен. Я прохожу стажировку на Майсенской мануфактуре каждый год и каждый раз я нахожу что-то новое и увлекательное в процессе создания, творения, ваяния.
Я знаю многих мастеров на мануфактуре и каждый из них является истинным профессионалом своего дела, который беззаветно любит своё дело и посвящает ему всю свою душу и сердце. Без этого, конечно, все изделия мануфактуры потеряли бы свою индивидуальность и свой шарм, свою бесценность и уникальность.

Человек начинает своё знакомство с фарфором, как правило, с клейма на дне, которое даёт первую информацию об изделии и его производителе. И действительно скрещенные кобальтовые синие мечи являются символом совершенства и шика среди знатоков фарфорового искусства. Это самая старая известная торговая марка, которая проставляется на изделиях с 1722 года. Клеймо Майсен наносится под глазурь сугубо вручную кистью художника – никаких деколей и принтов! Этот логотип является символом настоящего произведения искусства, вылепленного и расписанного вручную лучшими немецкими мастерами. 


Мануфактура Майсен всегда была государственной мануфактурой. До сих пор она поддерживается и инвестируется государством. Meissen – это по праву самое великое культурное и историческое достояние Саксонии.  
Чтобы познакомиться с сокровищами из «белого золота» (так в 18-ом веке называли фарфор), стоит посетить Дрезденский музей Цвингер, где представлена огромная коллекция Саксонского фарфора, а также саму мануфактуру Meissen в одноименном городе, где вы сможете познакомиться и с процессом производства фарфоровых изделий. Каждый год в апреле на Майсен проходит день открытых дверей, во время которого вы сможете посетить абсолютно все залы и комнаты мануфактуры с невероятно интересной историей и увидеть абсолютно все этапы создания фарфорового чуда. При мануфактуре находится огромный архив, в котором хранится вся история создания и описания моделей фигурок и великолепных сервизов, а также более 700 тысяч форм, по которым можно восстановить и воссоздать практически любое изделие, которое когда-либо изготавливалось на Meissen на протяжении более чем 300-летней истории.


Мануфактура начала свою работу в 1710 году в Майсенском замке Альбрехтсбург, а уже в дальнейшем во второй половине 18-ого века она полностью базировалась в том месте, где и находится по сей день. Уникальным фактом является то, что абсолютно весь процесс создания фарфоровых произведений искусства происходит на территории этого здания – от добычи каолина, замешивания фарфоровой массы, отстаивания массы, создания гипсовых форм, выделки, обжига вплоть до росписи. При этом надо заметить, что на мануфактуре в целом работает не больше 800 человек вместе с управляющим составом. Так не работает ни один производитель фарфоровых изделий.
Каолиновые белые глины, которые являются основным ингредиентом в составе фарфоровой массы, добываются в соседнем городке Зейлитц в 15 км от Майсен. Шахта является самым маленьким горнодобывающим предприятием Германии, где работают только 2 человека. Их лица можно увидеть практически в каждой брошюре и печатном издании Майсенской мануфактуры. 


За каждым скульптором, художником и формовщиком закреплён индивидуальный номер, который указывается на изделиях. Все мастера проходят трехгодичное обучение. К фарфоровой массе им позволяют прикоснуться в лучшем случае спустя два года практических занятий. 
Особая рецептура красок, используемых при росписи фарфоровых изделий, до сих пор находится под секретом. Эти краски имеют особую стойкость и неповторимую текстуру. Они рождаются в собственной лаборатории Майсенской мануфактуры и насчитывают более 10 000 оттенков на сегодняшний день.
Мануфактуре уже более 300 лет. Каждый год коллекция пополняется новыми моделями фигурок и формами сервизов. Однако классические изделия тщательно отбираются в особую ежегодную лимитированную коллекцию. Мастера дарят им вторую жизнь, восстанавливая форму изделий по архивным данным и старым моделям.   

К производству новых коллекций привлекаются также современные художники и скульпторы. В так называемом Арт-Кампусе работают внештатные мастера, которые учатся работать с фарфоровой массой. Считается, что, если керамист научился «приручать» белую каолиновую глину, его можно считать мастером наивысшего уровня, поскольку твёрдый классический фарфор считается самым сложным пластическим материалом. Поэтому для молодого поколения скульпторов этот уникальный опыт становится чрезвычайно ценным и незаменимым в повышении их профессионального мастерства. 

 


Среди последних новинок можно назвать такие коллекции, как «Антарктика» с фарфоровыми кувшинами в форме пингвинов, или серию настенных тарелок «Лица», созданную Отто Дрегслером, главным креативным директором Мейсенской мануфактуры, работающим в паре с Йоргом Эрлихом, ну и, конечно же, неповторимые фигурные композиции из серии «Antemann Dreams» американской художницы Крис Антеманн, которая представила придворную жизнь в стиле рококо на свой особый манер. Её работы совместно с Майсен сейчас представлены в Эрмитаже. Сейчас работает множество молодых учеников, которые порой превосходят своих учителей в мастерстве. 


Фарфор имеет свойство завораживать и останавливать на себе внимание. Его хочется рассматривать и наблюдать, а уж если вы решили коллекционировать, то фарфоровое искусство не знает границ, оно вас сможет захватить на всю жизнь.