Бёттгеровский фарфор
Иоганн Фридрих Бёттгер
Рождение фарфора в Европе
Фарфор впервые был изобретён в Китае в 620 году. Только в 1710 году саксонскими алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером (Johann Friedrich Böttger) и минерологом, исследователем Эренфрид Вальтер фон Чирнхаузом (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) была получена химическая формула европейской твёрдой фарфоровой массы.
Реклама в газете о Лейпцигской Пасхальной Ярмарке от 14 мая 1710 года
В погоне за китайским чудом прозрачного тонкого белоснежного фарфорового искусства, был изобретён абсолютно новый вид фарфора – твёрдый фарфор. В дальнейшем было предпринято много попыток в разных странах повторить опыт Бёттгера и раскрыть секрет диковинного материала, но получались вещества сильно напоминающие стекло. Ничего подобного фарфору изобрести не смогли до тех пор, пока рецептура фарфоровой массы хранилась под секретом в замке Альбрехтсбург.
Замок Альбрехтсбург, где в 1710 году была основана мануфактурв Meissen и Бастион Jungfernbastei (в Дрездене), где был заточён Бёттгер и где он создал формулы красного и белого фарфора
Говоря о европейском твёрдом белом фарфоре нельзя недооценивать появление в 1708-1709 году на прилавках Саксонии посуды из коричневого фарфора, который был изобретён за несколько лет до всемирного поклонения белоснежному фарфору всё тем же Иоганном Фридрихом Бёттгером. Он нашёл рецептуру производства коричнево-красной каменной керамики - непрозрачной, но твёрдой, непористой, звенящей при постукивании и выдерживающей высокие температуры. После обжига, шлифовки и полировки изделия становились похожими на посуду, сделанную из драгоценного камня, прочную и выносливую, украшенную выпуклыми рисунками. На этот вид фарфора шла красная глина „болюс“ из Плауэна с высоким содержанием оксидов железа.
Чайник начала 18-ого века
Этот фарфор впервые был представлен Бёттгером Августу Сильному 28 марта 1709 года и получил название «rothes Porcelain» - красный фарфор или яшмовый. В самом начале изготовление изделий из бёттгеровского фарфора было очень дорогим и сложным (тяжёлым), потому что в печах этот материал был больше подвержен деформациям. От мастера требовался большой опыт, терпение и усердие, потому что окончательный результат получался только после очень многих неудачных попыток.
Красный фарфор имел огромное множество оттенков цвета – от светло-оранжевого и темно-коричневого до почти черного. Охряный, рыжий, медный, терракотовый, медовый – это всё красный яшмовый фарфор. Оттенок бёттгеровского фарфора зависел от соотношения составляющих в фарфоровой массе (прежде всего количества железа), геологического и территориального происхождения основного материала глины, от условий и температуры обжига. Различные части изделия из красного фарфора также могли приобретать разные оттенки. Как правило, чем дольше и сильнее подвергался обжигу предмет – тем черепок становился темнее.
Изделия из Бёттгеровского красного фарфора начала 18-ого века разных оттенков цвета
Мелким абразивным средством такой черепок красного фарфора в дальнейшем можно было отполировать до абсолютно гладкой поверхности. Некоторые работы покрывали черно-коричневой глазурью. Однако полное глазурование не прижилось, поскольку считалось, что такое гладкое покрытие убивает особенности фактуры коричневого яшмового фарфора и превращает его в обычный керамический глиняный черепок.
Флаконы начала 18-ого века с отполированной и матовой поверхностью
Всевозможные декоры могли быть вырезаны уже на твердой поверхности изделия из красного фарфора. В качестве одного из видов росписи красного фарфора с 18 века использовали позолоту. Эту технику можно найти и среди лимитированных изделий мануфактуры Майсен 2015 года, выполненных из бёттгеровского фарфора с нанесённой тонкой позолотой на его поверхности.
Кофейники начала 18-ого века с росписью и без
Лимитированная тарелка от 2014 года (100 изделий) и миска начала 18-ого века с позолотой
23 января 1710 года было ознаменовано открытие фарфоровой мануфактуры Майсен, а на Лейпцигской Пасхальной выставке в тот же год кроме выставленных предметов из бёттгеровского фарфора, который к тому времени уже продавался, были представлены в том числе и образцы из белого фарфора, которые произвели фурор среди покупателей.
Забвение
С усовершенствованием технологий производства и техники обработки белого фарфора, красный фарфор начал уходить из внимания, поскольку именно белый фарфор больше отвечал эстетическим требованиям 18 века.
Хотя небольшое количество изделий еще продавалось в то время, все же постепенно рецепт изготовления красного фарфора утратился и в книге рецептов мануфактуры 1741 года об этом материале уже даже не упоминалось. К середине 19 века рецепт бёттгеровского фарфора был абсолютно безвозвратно забыт.
Причин этому стало несколько.
Во-первых, из красного фарфора изготавливались только индивидуальные единичные предметы, не изготавливались полные сервизы, которые требовал потребитель.
Во-вторых, спрос на белые изделия был настолько большим, что производство изделий из красного фарфора перестало себя окупать.
В-третьих, в глазах высшего общества, которое делало заказы на мануфактуре, считалось, что именно белый фарфор по своему цвету, богатству, яркости и сверканию, напоминал любимый восточный звенящий фарфор, который представлял культуру обеденной трапезы и декоративное наполнение. В их глазах изделия из красного фарфора обеспечивали нужды временного пользования, утрачивая свой блеск, красоту и привлекательность.
Помимо всего этого, был ряд экономически-организационных причин. Переход от изготовления изделий из красного фарфора к производству предметов из белого фарфора по технологии и реализации не требовал больших изменений.
Ещё одной причиной быстрого прощания с красным фарфором стал тот факт, что обработка обожжённого красного фарфора могла быть осуществлена только на вторичных фабриках, для чего тратилось немало средств для транспортировки готовых изделий на дальнейшие завершающие стадии обработки материала, такие как, например, шлифовка. Организационно было проще работать с белым фарфором, поскольку весь процесс изготовления, все его стадии могли быть осуществлены на территории одной мануфактуры.
Таким образом, в связи с новыми рыночными запросами экономически было проще полностью перевести производство фарфоровых изделий на мануфактуре в замке Альбрехтсбург на белый фарфор.
Возрождение красного фарфора
Вновь о красном фарфоре заговорили только в конце 19-ого века. Возрождение интереса к нему тесно связано с новым витком в истории развития фарфорового искусства в целом, а также самой мануфактуры Майсен. Период конца 19-ого-начала 20-ого века отмечен неустанными попытками привнести новшества в рецептуру красок для росписи по фарфору, в технологический процесс, в виды глазури, в стили и способы работы с фарфором. Руководил этими исследованиями химик и в дальнейшем технический директор майсеновской мануфактуры Юлиус Хайнтце (Julius Heintze).
Всё это происходило на фоне непрекращающейся конкуренции с Севрской и Берлинской фарфоровыми мануфактурами. По всей видимости, вопрос о возрождении производства изделий из красного фарфора, который был поднят на обсуждение в Саксонском Парламенте в 1896 году, связан именно с проблемами повышения экономического статуса компании. Юлиус Хайнтце однако отказался от этой идеи, обосновав это тем, что такой вид фарфора уступает белому в своей значимости и ценности. Кроме того он объяснил это тем, что прежде чем менять или вводить новый материал, нужно было концептуально изменить художественный стиль композиций, который бы ему соответствовал.
Этот исторически значимый переворот в развитии фабрики, а именно возрождение старинного материала красного фарфора, с которого началась вся история фарфорового искусства в Европе, планировалось совершить к грядущему 200-летнему юбилею фарфоровой мануфактуры Meissen. Между 1905 и 1910 годами Юлиус Хайнтце и Эрнст Зиммерманн (Ernst Zimmermann), директор Коллекции Дрезденского Фарфора (Dresden Porcelain Collection), начали первые опыты по определению состава красного фарфора Бёттгера. Результаты проведённых исследований были вполне достаточными, чтобы установить и обеспечить обновление производства такого вида фарфоровых изделий на современной основе.
Однако произошло это несколько позже. Макс Адольф Пфайффер – новый директор мануфактуры Майсен - уже к 200-летней годовщине после смерти Иоганна Фридриха Бёттгера вернулся к вопросу красного фарфора. Ещё работая на «Шварцбургских Мастерских Фарфорового Искусства» в Унтервайсбахе, он почувствовал, что стилистически более правильно было бы использовать именно красный фарфор вместо белого в некоторых скульптурных композициях.
Химик мануфактуры Meissen доктор Вильям Фанк (William Funk) по указанию Пфайффера между 17 и 18 годами разработал новую формулу для красного фарфора, которая была запатентована 30 апреля 1919 года под названием «Böttgersteinzeug».
Главной целью было создать такой материал, который после обжига обладал бы такими же качествами, как и красный фарфор 18-ого века. По плотности, техническим и физическим свойствам, по цвету черепка – это был идентичный фарфор, но состав массы, её химическая формула была слегка изменена.
Многие геологические месторождения красных глин, богатых оксидами железа, не исчерпали себя к тому времени. Поэтому основной компонент – красная глина, был тот же. Фанк, правда, сумел найти дополнительные составляющие, усиливающие оттенок цвета красного фарфора. Это был «болюс», который был практически идентичен «Нюренбергской глине», которую использовал Бёттгер.
Новая рецептура включала также полевой шпат в качестве составляющего компонента. Новая фарфоровая масса предполагала в том числе отливку в формах, что предполагало дополнительные возможности для реставрации старых работ.
Растущая тенденция современного мира 20-ых годов 20-ого столетия к декоративной фигуральной пластике позволила открыть широкий простор для воображения скульпторов. Либеральность в выборе тематики и формы способствовало свободе в том числе и в выборе материала. На фоне бессердечного металла и простых утилитарных форм интерес к фигуративности в искусстве возрос и спрос на такие изделия был оправданным.
Скульпторы не сразу стали пользоваться возможностями нового материала, потому что он был похож на керамику. Но постепенно, не без помощи активной работы Пфайффера, начали появляться фигуры прежде всего анималистической пластики.
"Выдра" Макса Эссера (1931 год)
Например, Вилли Мюн-Кхе изготавливал некоторые фигуры животных именно из красного фарфора, поскольку его шелковая и матовая поверхность позволяла добиваться передачи эффектов, которые были просто невозможны с белым глазурованным фарфором.
"Жеребёнок" Вилли Мюнх-Кхе (1937)
Правильное распределение тени и акцентирование внимания на деталях давали волю воображению скульптора. Роспись зачастую отвлекала от стремления скульптора выразить душу изображаемого объекта, будь то человек или животное, скрывала динамизм формы.
"Полинезийка" Вилли Мюнх-Кхе (1926)
В дальнейшем такой фарфор активно стал применяться для изготовления медалей, медальонов, плакеток и монет, которые в свое время использовались и как денежные средства в Германии. До сих пор они пользуются огромным спросом у коллекционеров.
Монета из Бёттгеровского фарфора
Преимущества Бёттгеровского фарфора
Бёттгеровский фарфор обладает рядом особых качеств.
- Беттгеровский фарфор дает меньшую усадку при обжиге от 8 до 10 процентов, тогда как белый – до 16% .
- Шероховатость поверхности такого фарфора делает его похожим на бисквитный фарфор, однако его возможности обработки намного богаче.
- Он обладает невероятной твёрдостью и прочностью и позволяет передавать тонкости каждой детали изделия.
- Получающееся при обжиге богатство оттенков цвета разных по толщине частей изделия, выгодно подчёркивает и акцентирует внимание на деталях.
- Бёттгеровский фарфор соответствовал главным требованием нового стиля Арт-Деко, где главенствующей являлась форма.
Многие скульпторы, модели которых закупала мануфактура Майссен для изготовления, работали с такими материалами, как бронза или дерево (Шойрих, Гауль, Эссер), поэтому часть их скульптур изначально предполагала только текстуру красного матового тёмного фарфора.
Бронзовые скульптуры Авнуста Гауля
Новые натуралистические тенденции в скульптуре начала 20-ого века (особенно то, что касалось анималистики) как раз рассматривали красный фарфор как самый идеальный вариант материала, в котором самые естественные характеристики животной сущности могли быть показаны с филигранной точностью.
Маска Овна Макса Эссера (1924)
В связи с возрождением коричневого фарфора изделия на мануфактуре стали выпускаться часто сразу в трех вариантах - белом, расписанном и коричневом.
"Выдра" Макса Эссера (1931) в трёх вариантах - Бёттгеровский (красный) фарфор, белый вариант без росписи и белый вариант с росписью
После 1933 года, когда Пфайффер был уволен, новое правление мануфактуры уже не позволяло такой свободы в выборе независимых художников – предпочтение больше отдавалось не креативным способностям и компетенции авторов, а больше экономической выгоде. Соответственно это повлияло на качество, количество и креативные идеи, которым не уделяли должного внимания. Новый политический режим насаживал свою идеологию и взгляд на искусство. Многие работы Майссен просто не соответствовали этой новой идеологии.
В Бёттгеровском фарфоре в то время выполнялись фигуры обнажённых женщин Роберта Ульмана в стиле холодного натурализма. И снова в соответствии с новой эпохой эти фигуры выражали чисто идеологические черты новой политики в Германии – идеальное тело, лишённое какой-либо сексуальности, было приближено к античному изображению «сверхчеловека», каким его видел Гитлер и к которому призывал стремиться. Здоровое мускулистое тело, сильное и прекрасное, которое показано возвышенно и несколько отчуждённо. Эмоциональность, чувственность автора и выражение внутреннего мира созданного им образа – ушло на последний план.
"Смотрящая" Роберта Ульмана (1939)
Экономическая ситуация также сказалась на производстве фарфоровых изделий на мануфактуре, особенно после окончания Второй Мировой Войны. В каталогах постепенно перестали упоминаться имена великих скульпторов, которые творили под руководством Пфайффера. В производстве новых моделей участвовали только штатные сотрудники. Не смотря на это, некоторым скульпторам все-таки удавалось следовать проложенным принципам Пфайффера. Прежде всего это касалось анималистической пластики. Например, Хёзел, Омэ и Штрук сумели частично сохранить стиль, дух и эстетическую красоту, которые были утверждены в эпоху Пфайффера.
Бёттгеровский фарфор используется для создания отдельных фигур, ваз и посуды на мануфактуре Meissen и по сей день. Его текстура порой завораживает и потрясает своей теплотой и мягкостью.
В современное время производство Бёттгеровского фарфора выполняется на территории мануфактуры Майсен в отдельном здании. Этот отдел называется «Red Coin».
Очень важно хранить материалы, формы и инструменты для работы с белым и красным фарфором отдельно. Даже незначительные изменения в составах той или иной фарфоровой массы могут привести к катастрофическим результатам. То есть, если белая пыль каолиновых глин попадёт в массу красного бёттгеровского фарфора, то изделие может не получится.
Структура и фактура Бёттгеровского фарфора притягивает зрителя и практически заставляет потрогать его, дотронуться до него, красный фарфор во всех его оттенках более симпатичен зрителю, более близок, он более чувственен и более живой. Этот материал больше близок к природному и натуральному. Белый фарфор более «мертвый» материал, более неприкосновенный и холодный. Отражающийся и переливающийся свет от поверхности глазурованного фарфора создаёт некоторую отстранённость и абстрагированность от предмета, изображённого в нём, своеобразную неприкосновенность.
Физические свойства красного фарфора становятся часто особой стадией для модельеров и скульпторов, преодолев которую, они могут с уверенностью сказать, что их профессионализм значительно вырос – поскольку бёттгеровский фарфор высыхает намного быстрее, чем белый.
Очень удобным бёттгеровский фарфор показался Питеру Штрангу, который работал как скульптор на Майсеновской мануфактуре с 1960 года. С 1980-ых он практически полностью посвятил ему своё творчество. Его уникаты выполнялись из красного фарфора и создавались без отливки. Были отброшены все требования королевской роскоши и богатства, которым служил именно белый глянцевый фарфор.
Сильвия Клоде и Сабина Вахс, которые работали вместе с Даниельчик в его Художественной Группе, сделали потрясающее стилистическое открытие, которое заключалось в комбинировании в пределах одной работы белого и красного фарфора.
Уникальность таких изделий заключается в том, что это очень сложно выполнить в техническом смысле. Но такое сочетание помогает подчеркнуть белизну классического благородного материала твердого фарфора и создаёт необычное впечатление на таком контрасте – двойственность, противоречивость, что выражено дополнительно в семантическом наполнении фигур и композиций, настенных украшений и абстрактных конструкций.
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках