Краски для росписи фарфора

В работе с керамическими материалами самым сложным является роспись фарфоровых изделий.

Роспись изделий подразделяется на три основных вида:

  1. Подглазурная роспись.
  2. Внутриглазурная роспись (или межглазурная).
  3. Надглазурная роспись.

Соответственно и краски подразделяются на те же типы. Обжиг красок, который необходим для сохранения рисунка на поверхности фарфорового изделия, происходит под разными температурными режимами и условиями. В связи с этим краски имеют разный состав.

В данной статье хотелось бы рассмотреть особенности надглазурных и внутриглазурных красок и сложности их нанесения.

 

Пигменты

 

Состав красок для росписи фарфора

Фарфоровые краски состоят из:

  1. Окрашивающих компонентов (пигментов).
  2. Стеклообразующих компонентов (флюсов).
  3. Оттеночных компонентов.

Основная сложность изготовления керамических красок – это получение пигментов, мало растворяющихся в глазурном расплаве и не теряющих своего цвета при высокой температуре обжига.

Пигмент – это краситель в виде порошка, получаемый при помощи окисления различных типов металлов. Однако в чистом виде пигменты не используются для окрашивания фарфоровых изделий, поскольку они не выдерживают обжиг на больших температурах. Поэтому к пигментам добавляются флюсы.

Флюсы – это бесцветные легкоплавкие оксиды (например, оксиды кремния, калия, натрия, бора) также в состоянии порошка. Флюс выполняет роль связующего вещества, который расплавляется в печи во время обжига, соединяется с глазурью и придает краске глянец. Смешивание флюсов с пигментами позволяет получать при нагреве цветные расплавы, практически аналоги цветного прозрачного стекла или непрозрачной смальты.

В качестве оттеночных компонентов используются прокалённый кварц, обожжённый каолин, фарфоровый бой и некоторые оксиды (кремнезем, глинозем).

Яркость красок на посуде и фигурках прошлых лет объясняется тем, что в краски добавлялся свинец и некоторые другие тяжелые металлы. Сейчас содержание вредных металлов в красках чётко регулируется допустимыми нормами. Мануфактура Майсен НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ тяжелые металлы для создания своей палитры красок для росписи фарфора. В её лабораториях разрабатываются специальные рецепты, секрет которых хранится в строжайшей тайне. На данный момент мануфактура обладает 10 000 оттенков своих надглазурных красок. Ни одно фарфоровое производство не может похвастаться таким разнообразием.

 

Палитра оттенков красок. Мануфактура Meissen

 

Получение краски для росписи

Пигмент с флюсами растирается до тех пор, пока не превратится в однородную массу без комочков. Порошковая краска смешивается с минеральным маслом на водной основе (среди художников по фарфору его называют медиумом) до достаточно густой консистенции, и только после этого краски можно смешивать между собой для получения разных оттенков.

При нанесении краски на изделие, блеск отсутствует. Свечение и степень яркости краски проявятся только после обжига в печи при температуре приблизительно 700-900 градусов по Цельсию.

В процессе обжига изделия с нанесённой надглазурной росписью в муфельной печи (по этой причине надглазурные краски называют иногда муфельными) минеральное масло сгорает, флюс расплавляется, а красящий пигмент частично вплавляется в глазурь. Температура обжига надглазурных красок не такая высокая, как при обжиге подглазурных красок, поэтому и палитра красок по глазури намного больше. Нахождение изделия в печи длится от 1.5 до 3 часов. В результате получается рисунок с минимально ощутимым рельефом, поскольку краски полностью не растворяются в глазури.

 

     

Надглазурная роспись и подглазурная роспись

Внутриглазурные краски обжигаются при более высоких температурах – 1200-1350 градусов по Цельсию. Краски также наносятся поверх глазури. В результате обжига происходит полное «вплавление» краски в глазурь. Она становится её частью. При этом рисунок не расплывается, а остается чётким. Техника позволяет создавать долговечное, устойчивое к механическим воздействиям изображение.

Однако, и здесь есть свои тонкости, некоторые краски можно обжигать несколько раз, некоторые нет. Или, например, кадмиевые и безкадмиевые краски обжигаются при разной температуре, поэтому в зависимости от вида краски в росписи используют мазки разной толщины или наносят разное количество слоёв красящего вещества, либо же может быть определена соответствующая очередность нанесения красок в рисунке.

Сложности надглазурной росписи фарфора:

  1. Поверхности фарфоровых изделий гладкие и скользкие, при этом излишки краски не впитываются поверхностью, как это происходит при росписи по бумаге или холсту.
  2. Очень сложным для художником является выдержать необходимую толщину слоя краски. Если получается толстый слой, то во время обжига краска закипит, и изделие будет испорчено. Но и слишком тонкий слой опасен для результата. Во время обжига краска может дать очень бледный оттенок или вообще выгореть, стать матовым.
  3. Краски при обжиге меняют свой цвет, поэтому художник, расписывая фарфоровые предметы должен уже в процессе росписи представлять, как будут выглядеть цвета после обжига.
  4. Для получения оттенков можно пользоваться методом смешения красок. Однако не все краски смешиваются между собой. Это зависит от химического состава краски. Краски с содержанием кадмия нельзя смешивать с безкадмиевыми красками, поскольку они обжигаются под разными температурами.

Надглазурная роспись

 

Инструменты для росписи фарфора

При росписи изделий из фарфора используются кисти разной толщины. Иногда перо кисти состоит буквально из нескольких волосков. Самые качественные кисти сделаны из беличьей шерсти ручной вязки. От качества кистей зависят все виды надглазурной росписи фарфора. Но для росписи также используют и другие инструменты – перо, спонж и многое другое.

 

 

Краски из благородных металлов

Из тех красок, которые используются для росписи фарфоровых изделий особое положение закреплено за группой красок, изготовленных на основе металлов благородного происхождения. Среди них самыми распространенными являются краски с золотом. Как правило, они имеют вид жидкостей или паст. Часто используются золотые надглазурные краски, которые применяют при низкотемпературном обжиге изделий из фарфора. В последние несколько лет мануфактура Майсен разработала и особую золотую внутриглазурную краску, устойчивую к внешним воздействиям. Она, как правило, используется для росписи современных дизайнов столовой посуды.

 

Роспись позолотой

Для получения «серебряных» покрытий при декорировании фарфора используют препараты платины или палладия. Жидкое серебро применяется очень редко.

Декорирование предметов из фарфора красками из благородных металлов происходит после росписи цветной палитры и закрепления её в печи в самом заключительном этапе, поскольку такие краски обжигаются при ещё более низкой температуре около 700 градусов по Цельсию. После обжига золотой или платиновой краски препараты благородных металлов образуют на поверхности изделия металлооксидную плёнку.

Надглазурная роспись предоставляет художникам огромные возможности. В фарфоровой живописи хранится целая история, в ней отражаются все направления в развитии искусства, в ней отражаются реалии и интересы человечества той или иной эпохи, поэтому нельзя недооценивать её значение и её особенности при выборе предметов для своей коллекции.

Мануфактура Майсен, представителем которой является наш Салон в Карловых Варах, предлагает Вам лимитированные серии настоящих произведений искусства абсолютно всех эпох развития живописи. Наши консультанты познакомят Вас с особенностями и главными отличиями подглазурной и надглазурной живописи, расскажут, чем она отличается от росписи деколями и печатями, а также познакомят Вас с абсолютно новыми техниками и способами декорирования фарфоровых изделий. Ждем Вас!

Галерея