Клейма Meissen
Все работы мануфактуры Meissen на основании имеют специальные знаки, которые несут в себе определенную информацию об изделии. Многие считают, что эти знаки гарантированно защищают изделия от копирования и подделок. К сожалению, 100-процентной уверенности в подлинности того или иного предмета они не дают. На протяжении 300-летней истории существования мануфактуры эти знаки претерпевали некоторые изменения, какие-то добавлялись, какие-то изымались, но всегда они служили цели защитить торговый бренд от подделок. Подлинность изделий на основании только знаков никогда не может быть однозначной. Только сама мануфактура после тщательной экспертизы может датировать и подтвердить подлинность изделия.
Все знаки мануфактуры Meissen были зарегистрированы и утверждены под юридической защитой по всему миру и могут быть использованы только самой мануфактурой.
Давайте рассмотрим каждый из этих знаков. Сразу хотелось бы оговориться, что наша статья не претендует на то, чтобы стать учебным пособием по истории и развитии торговой марки Meissen.
Скрещенные мечи
Самый важный отличительный знак изделий Meissen – это их логотип, который представляет собой изображение скрещенных синих кобальтовых мечей. Они были позаимствованы из герба Саксонии. Эта торговая марка используется с 1722 года и является самой старой и самой известной в мире. В связи с тем, что логотип на протяжении 300 лет существования мануфактуры в разные периоды претерпевал некоторые изменения, он во многом может помочь определить эпоху, в которую было изготовлено изделие. Но он не дает информацию о конкретном годе выпуска – то есть благодаря знаку скрещенных мечей мы можем сузить поиск только до нескольких десятилетий.
эволюция торговой марки Meissen
Как правило, торговая марка Meissen в виде скрещенных синих шпаг находится на обратной стороне изделия на дне. Она наносится специальной кобальтовой краской на ещё необожжённый фарфор под глазурь. В современных изделиях этот логотип может встречаться на боковой стороне основания изделия. Принцип его нанесения остаётся неизменным.
До 1722 года в качестве логотипа наносились такие знаки, как: AR (Augustus Rex), K.P.M. (Königliche Porzellan Manufaktur), M.P.M. (Meissener Porzellan Manufaktur)
Знак года
С 1948 года на изделиях Meissen стали проставлять год создания изделия. Надо отметить, что таким образом обозначается не год создания первой модели того или иного изделия, а именно год, когда было выпущено конкретное изделие. Этот знак продавливается еще на мягком необожженном изделии справа от номера мастера. Изначально это были знаки геометрической формы, а с 1980 года – буквенные символы, соответствующие определенному году. С 1999 года ввелись двойные буквенные сочетания.
Чтобы определить непосредственно год создания модели изделия, необходимо обращаться к специальным каталогам или специализированным сайтам. Например, музыкант из коллекции «Обезьяний оркестр», сделанный в 1980 году будет иметь маркировку «А», но не будет никакого знака, говорящего о 1753 годе, в котором оно было создано Иоганном Йоханном Кендлером.
Номер формы
Для того, чтобы определить модель, каждому изделию приписывается уникальный номер формы, по которой выполняется изделие. Сначала были установлены четырехзначные номера от 1 до 3051. С 1764 года новые модели имели нумерацию, начинаясь с буквы А 1-100 до Z 1-100. С 1851 года добавили номера от А 101-300 до Z 101-300. С 1973 года все изделия имели пятизначный номер до 99999. На некоторых изделиях в номер входили буквы. Как правило, такие номерные обозначения изделий выдавливались еще по мягкому необожженному фарфору на обратной стороне изделия, за редким исключениям на одной из боковых сторон основания.
29472 - номер формы, над номером - буквенный символ года создания данного изделия
Рабочий номер мастера по лепке
Каждый работник на мануфактуре Meissen имеет свой персональный номер, включающий до 3-ёх цифр, которые наносятся на необожжённый фарфор по ещё мягкой поверхности. Как правило, с 1948 года этот номер можно увидеть прямо перед символическим обозначением года создания изделия. Если одного работника подменяет другой мастер, номер автоматически к нему переходит. Очень важно понимать, что этот номер не относиться к скульптору, кто создал тот или иной шедевр Майсеновского искусства, он относится непосредственно к исполнителю данной фигуры по существующей форме.
15 - номер мастера по лепке изделия, рядом - буквенный символ года создания данного изделия
Если Вы желаете узнать имя скульптора, создавшего первую модель, обращайтесь к специальным каталогам или консультантам нашего салона или другого авторизованного представителя мануфактуры.
Рабочий номер художника
По аналогии с номером мастера, наносится и номер художника, который расписывал изделие. Арабские цифры до 4-ёх знаков наносятся цветом по глазурованному фарфору.
63048 - номер формы, 556 - номер художника
Номера художника и мастера по лепке на изделии служат по большей части контрольному процессу в производстве.
Номер росписи (код рисунка)
В некоторых случаях на изделии цветом на глазурованной поверхности указывается шестизначный номер. Он может также включать в себя буквы. Этот уникальный номер определяет вид и стиль росписи одних и тех же моделей. Например, «Обезьяний оркестр» существует с номерами росписи 90с300 (старинная роспись с позолотой) и 900300 (цветная роспись с позолотой). На фигурках и скульптурных композициях, как правило, такой код не наносится, однако всегда это обозначение используется на изделиях сервизов.
616901 - шестизначный код рисунка, 448 - номер художника
Знак белого фарфора
Белые глазурованные фигуры мануфактуры, которые не предполагают никакой росписи, обозначаются курсивом ‘Weiß’, продавливаемым на мягкой поверхности фарфора под глазурью.
Такой знак вы найдете на дне изделия под дополнительной торговой маркой скрещенных мечей. Возможна также пометка словом ‘Weiß’ синим цветом, которая наносится подглазурным способом под маркой. Если изделие выпускается в двух вариантах и в росписи и без – то на белом изделии опускается, то есть не наносится, штемпель ‘Weiß’.
Знак Бёттгеровского фарфора
Изделия из красной керамики помечаются штампом ‚Böttgersteinzeug’. С 1919 года это обозначение сохраняется. Торговый знак Meissen в таком случае вдавливается в мягкую фарфоровую массу.
Подпись автора
До 20-ого века было редкостью , чтобы автор изделия подписывал свои изделия. В 1878 Карл Людвиг Графф стал первым, которому позволили поставить свое имя на своём изделии. Эта практика была продолжена и позднее и стала очень часто использоваться в начале 20-ого века. Часто год создания первой модели изделия в таком случае проставлялся рядом с именем или монограммой автора изделия.
Имя скульптора Шойриха включено в декор изделия. Имя скульптора Вилли Мюн-Кхе и год создания модели. Монограмма художника на панно.
Золотой логотип
В качестве дополнительной защиты торговой марки Meissen последние несколько лет на изделия наносится дополнительный символ скрещенных мечей золотой краской.
Многие знаки на изделиях Meissen, которые мы опишем ниже, либо используются какое-то определённое ограниченное количество времени, либо встречаются только в специальных изданиях, либо относятся к особым коллекциям:
Знаки заказчика и владельца
Предметы, которые производились на мануфактуре по личным заказам Саксонского двора были отмечены особыми знаками заглавными буквами, прорисованными под глазурью или поверх глазури: K.C.P.C. (Königlich-Churfürstliche Pillnitzer Conditorei – Royal Electoral Pillnitz Confectionary); K.P.C. (Königliche Pillnitzer Conditorei – Royal Pillnitz Confectionary); C.P.C. (Churfürstliche Pillnitzer Conditorei – Electoral Pillnitz); K.P.K. (Königliche Pillnitzer Küche – Royal Pillnitz Kitchen); K.H.C.W. (Königliche Hof Conditorei Warschau – Royal Court Confectionary Warsaw); K.H.K.W. (Königliche Hof Küche Warschau – Royal Court Kitchen Warsaw); K.H.C. (Königliche Hof Conditorei – Royal Court Confectionary); K.H.K. (Königliche Hof Küche – Royal Court Kitchen); C.H.K. (Churfürstliche Hof Küche – Electoral Court Confectionary); C.H.K. (Churfürstliche Hof Küche – Electoral Court Kitchen); K.S.C. (Königliche Silber Cammer – Royal Silver Chamber).
Знаки лимита
Существует 2 вида лимитированных изделий Meissen:
- максимальное количество изготовляемых изделий в целом и
- количество изготовляемых изделий в год.
В первом случае этот лимит будет обозначаться надписью LM (Limited Masterpieces) под скрещенными мечами, порядковым номером изделия и максимальным числом возможного количества (например, «23/50»). Номер пишется золотом поверх глазури.
Во втором случае под клеймом или рядом с ним золотом наносится знак лимита, год выпуска и порядковый номер изделия.
Юбилейные знаки
Различные юбилейные даты, связанные с историей города Meissen и мануфактуры, с именами важных исторических личностей и скульпторов, также отмечались особыми знаками на дне изделия.
Collection of the Century 1999 год
С 1712 года на Meissen существует принцип отбора изделий по группам качества. Для этого также была разработана целая система маркировок.
- На качественные изделия наносится только торговая марка в виде скрещенных мечей.
- Изделия с незначительными изъянами, которые не распространяются на роспись и не нарушающие общее эстетическое впечатление, признаются изделиями второго сорта и помечаются горизонтальной линией под торговой маркой.
- Изделия со значительными технологическими и эстетическими изъянами, однако пригодные для использования, являются дефектными. Марка такого изделия перекрещивается четырьмя горизонтальными линиями.
- Есть особая категория изделий, которая называется лом. Сбыт такого рода изделий не допускается. Отмечаются такие изделия двумя перекрещенными линиями поверх логотипа вдоль лезвий мечей.
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках