Подглазурные краски для фарфора
В работе с керамическими материалами самым сложным является роспись фарфоровых изделий.
Фарфоровая роспись подразделяется на три основных вида:
- Подглазурная роспись.
- Внутриглазурная роспись (или межглазурная).
- Надглазурная роспись.
Соответственно и краски подразделяются на те же типы. Обжиг красок, который необходим для сохранения рисунка на поверхности фарфорового изделия, происходит под разными температурными режимами и условиями. В связи с этим краски имеют разный состав.
В данной статье хотелось бы рассмотреть особенности подглазурных красок и сложности их нанесения.
Состав подглазурных красок
Подглазурные краски - это порошкообразные пигменты или смеси пигментов, в основе которых лежит оксид соответствующего металла с флюсующими добавками. В качестве добавок применяются: полевой шпат, прокаленный кварц, флюс, фарфоровая глазурь и другие материалы, придающие краскам устойчивость при температурном обжиге в печи после нанесения на изделие глазури.
Среди особых ингредиентов следует назвать плавень и каолин. Если не будет соблюдена правильная плотность консистенции красителя, краски могут растекаться под глазурью. Кроме этого, в процессе обжига краска не должна сплавляться с глазурью, покрывающей роспись, или смешиваться с ней. Краска должна сплавляться с самим фарфором. Для этого в состав краски включается плавень.
Краска должна быть химически устойчива и термостойка. Для соблюдения этого условия в подглазурные краски добавляют либо окись алюминия либо каолин.
Основные оттенки подглазурных красок и способы их получения
Оксиды металлов, входящие в состав подглазурных красок, должны обладать огнестойкостью, т.е. сохранять красящие свойства при температуре розлива глазури, не разлагаться, не растворяться, не вызывать дефектов глазури. Поэтому палитра подглазурных красок достаточно ограничена.
- Оксид кобальта применяется для синих оттенков. Это самый первый и самый распространённый цвет подглазурной краски.
- Оксид хрома и меди используется для получения зелёных подглазурных красок.
- Оксид никеля лежит в основе получения коричневых и фиолетовых оттенков.
- Оксид железа даёт красные и бурые тона.
- Оксид марганца придает краскам коричневый, фиолетовый и розовый оттенки.
- Оксид вольфрама и урана придаёт жёлтый оттенок.
- Для получения розовой краски используют также золото, серой — платину, черной — иридий.
Последовательность работы при подглазурной росписи фарфора
- Подглазурные краски наносят на обожжённые или хорошо высушенные изделия.
- После этого изделия покрывают слоем глазури, под которой рисунок исчезает.
- Затем изделия ставят в печь и обжигают при очень высоких температурах, около 1450 градусов по Цельсию.
- В процессе обжига глазурь приобретает прозрачность и подглазурные краски проявляют свой цвет.
Что влияет на насыщенность цвета подглазурной краски?
- Температура обжига
Цвет краски сильно изменяется под действием температуры. Поэтому при декорировании подглазурными красками к режиму обжига предъявляют особо строгие требования.
- Качество глазури
Получаемый цвет подглазурной росписи в том числе сильно зависит от толщины глазури и её состава. Благодаря блестящему и прозрачному слою глазури, покрывающей подглазурную роспись сверху тонким слоем, эти краски более устойчивые, чем надглазурные. Например, посуду с подглазурной росписью можно совершенно спокойно мыть в посудомоечной машине. Буквально несколько лет назад на мануфактуре Майсен была разработана специальная внутриглазурная позолота, которая позволяет расписывать посуду с возможностью её мыть в дальнейшем при эксплуатации.
Особенности подглазурной живописи
Подглазурная роспись чрезвычайно сложна в исполнении. Художник не имеет право ни на малейшую ошибку, поскольку неправильно нанесённые мазки и линии стереть не удаётся – краска моментально впитывается в шершавый обожжённый фарфоровый черепок.
По технологии мастер наносит краску либо по карандашному контуру, либо сразу кистью. В отличие от других техник, этот способ росписи изделия требует от мастера большей точности.
Готовая подглазурная роспись имеет очень мягкие и плавные линии, если глазурь наносится ещё на невысохшую краску. Рисунок получается очень нежным. Листва, оперение птиц и шерсть животных чаще всего на фарфоре передаются с помощью подглазурной росписи. Более чёткий рисунок получается при нанесении глазури уже на высохшую краску.
Подглазурная роспись была одним из первых способов декорировать фарфоровые изделия ещё со времён китайского фарфора. Синие многосюжетные рисунки на белоснежном фарфоре пленили многих ценителей восточного искусства. Затем эту технику переняли и усовершенствовали европейские мануфактуры. Очень сильно была распространена подглазурная роспись в начале 20-ого века, когда в искусстве господствовал стиль Арт-Нуво с обтекаемыми линиями и размытыми очертаниями. Тогда было добавлено в палитру намного больше вариантов цвета красок, которые выдерживали температуру обжига глазури.
В современное время подглазурная роспись часто комбинируется художниками Майсенской мануфактуры с надглазурной и внутриглазурной живописью в рамках декорирования одного изделия. Благодаря этому получается очень интересный объёмный рисунок с невероятными оттенками и игрой цветовой палитры.