Фарфор и политика

Возможно,  в современное время дорогая фарфоровая посуда и дарится в качестве свадебного подарка. Однако, как правило, такой сервиз в дальнейшем помещается в соответствующий шкаф и используется в редких торжественных случаях. В Европе семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков фарфоровая посуда имела значение намного более важное, чем просто красиво сервировать праздничный стол - она использовалась для цементирования политических и экономических отношений, демонстрации богатства и хорошего вкуса и в том числе как предметы коллекционирования. Семья Романовых, возможно, были одними из величайших заказчиков фарфора в Европе своего времени.     

Подарок для Елизаветы

Первый крупный фарфоровый сервиз служил подарком для Елизаветы от Августа III по случаю свадьбы ее племянника великого князя Петра Фёдоровича с немецкой принцессой Софии Фредерики Августы фон Ангальт-Цербской (позднее императрицей Екатериной Великой). Россия в XVIII в. являлась важнейшим союзником Саксонии и щедрый подарок должен был способствовать укреплению отношений между странами. Он представлял собой три больших сервиза - столовый, кофейный и чайный, - покрытых росписью в виде цветов и насекомых. Помимо царского герба в оформлении сервиза присутствует изображение ордена Святого Андрея Первозванного с инициалами SARP (Sanktus  Andreas Russiae Patronus), что означает в переводе с латыни Святой Андрей – Покровитель России. Этот сервиз получил в дальнейшем название Андреевский сервиз.

После этого страсть к фарфору Саксонской мануфактуры со стороны знати Российского императорского двора только росла.

 

Две композиции из Большого Русского Заказа Императрицы Екатерины Второй

Заказ самой императрицы

«Большой русский заказ» (Große Russische Bestellung) был сделан уже самой Екатериной II. Он стал по праву самым впечатляющим заказом на конец 18-го века. Екатерина Великая пожелала, чтобы в декоративном оформлении одного из павильонов дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов) присутствовали 40 фигурных композиций и фигур из фарфора. Над этим заказом  на основе традиций позднего барокко с 1772 по 1775 гг. работали Иоганн Кендлер и Мишель Виктор Асье. Одни фигуры объединяет аллегорическая тематика (представлены, например, «изящные искусства» такие как живопись, астрономия, аллегории правосудия, милосердия, благоразумия), другие связаны с античной мифологией, персонификацией небесных звезд и планет, был и боевой индийский слон с ногами похожими на медвежьи лапы и огромным хоботом. Екатерина Великая стремилась к тому, чтобы эти групповые композиции прославляли её достижения, силу и мощь её империи при помощи аллегорий и мифологических сюжетов. Таким образом, Кендлер объединил свои знания о мифологии с недавними российскими политическими событиями, прежде всего в военной сфере.

Это был первый крупный проект, во время которого вечные соперники Кендлер и Асьер вынуждены были сотрудничать. Асьер заступил на Майсен с 1764 года и с 1774 года директор мануфактуры граф Марколини решил, что все поступающие заказы будут распределяться между этими двумя ведущими скульпторами-модельерами – Кендлер при этом имел право выбрать свою половину для выполнения моделей. Кендлер и Асьер работали в разных стилях, поэтому между ними были постоянные противоречия. Не смотря на то, что Кендлер сделал чертежи для всех этих групповых композиций, он смоделировал только 18 из них, которые были самыми крупными и сложными. Остальные более мелкие работы в количестве 21 фигуры он оставил своему коллеге и его ассистентам.

Оригиналы изделий долгое время размещались в Ораниенбауме, но в 1917 году многие из них были повреждены, либо украдены.

Галерея