Рождение европейского твёрдого фарфора

В 2010 году немецкой фарфоровой мануфактуре Meissen исполнилось 300 лет с момента её открытия. История европейского фарфора обязана именно Meissen, когда в 1710 году был открыт секрет изготовления твёрдого фарфора, который прославил мануфактуру на весь мир на долгие века. Произведения из этого материала стали неотъемлемой частью быта высшей аристократии. Самой главной отличительной чертой этого производителя является приверженность к своим традициям, установленным 3 столетия назад. Обеденные сервизы, статуэтки, тематические композиции, предметы интерьера и по сей день создаются и расписываются вручную в богатстве различных стилей.

На мануфактуре в настоящее время работает около 850 работников, из которых приблизительно 450 художников и оформителей по фарфору.

Логотипы Meissen

Скрещенные синие мечи на основании изделия являются одним из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Он наносится вручную кобальтовой краской под глазурью с 1722 года исключительно на изделиях, прошедших тщательную многоэтапную проверку на качество.

Дорогостоящий процесс производства фарфора практически в каждой стране проводился под покровительством царствующих особ или высокопоставленных лиц. Основание немецкой фарфоровой мануфактуры Meissen связано с именем курфюрста саксонского и короля польского Августа I Сильного. Он являлся основателем и покровителем художественных коллекций Дрездена. Был дружен с самим Петром I.

До начала 18 века в Европе не знали химического состава твёрдого фарфора с его специфическими свойствами. Изобретение Европейского фарфора стало результатом долгих лет многочисленных экспериментов и опытов в стремлении разгадать секрет восточной продукции из фарфора.  Было сделано очень много попыток, которые не увенчались успехом.

Конец 17 века

В конце 17 века физик, математик и минеролог граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) проводит обширные геологические исследования в Саксонии при поддержке курфюрста в поисках какого-либо сырья, которое могло бы обогатить страну. Таким образом было обнаружено месторождение каолиновых глин, которые в дальнейшем он начал использовать для разных нужд. Проводились опыты по её использованию и в гончарном деле.

1704

Чирнхауз осуществлял в это время работы по созданию искусственного мрамора и фарфора. Под руководством Вальтер фон Чирнхауза в 1704 году Иоганн Фридрих Бёттгер (Johann Friedrich Böttger), посвятивший свою жизнь еще с ученических лет изучению алхимии и попавший под надзор графа, находит рецептуру производства коричнево-красной каменной керамики - непрозрачной, но твёрдой, непористой, звенящей при постукивании и выдерживающей высокие температуры.

Иоганн Фридрих Бёттгер 

После  обжига, шлифовки и полировки изделия становились похожими на посуду, сделанную из драгоценного камня, прочную и выносливую, украшенную выпуклыми рисунками. На этот вид фарфора шла красная глина „болюс“ из Плауэна с высоким содержанием оксидов железа. Посуду из такой глины  иногда называли «яшменный фарфор» (нем. rothes Porcelain), а в дальнейшем «бёттгеровский». Успех такого масштаба позволил Августу увеличить финансирование исследований, которые проводили Чирнхауз и Бёттгер. Однако настоящий фарфор, химический состав которого так и не был определён, ещё предстояло открыть. 

1708

15 января 1708 года в лабораторном журнале Бёттгера было отмечено, что после 12-часового обжига получены белые полупрозрачные неглазурованные пластины. Можно сказать, что этот момент и стал рождением европейского твёрдого фарфора, который стал абсолютно новым продуктом в области керамики и превосходил по своим качествам более мягкие сорта китайского фарфора.

1709

Примечательно, что изначальной целью исследований Бёттгера под надзором у Августа Сильного было создание формулы золота. В своё время над дверью своей лаборатории он написал «Бог наш Творец превратил того, кто создаёт золото, в горшечника». Белый порошок из каолиновой глины, который он использовал в качестве пудры для париков, прекрасно подошёл в дальнейшем для замеса в приготовлении фарфоровой массы. Бёттгер заметил, что каолиновый порошок образует комки и кажется жирной на ощупь.

И однажды вместо ожидаемого золота Бёттгер преподнёс королю Августу фарфоровую вазу и сообщил о том, что изобрёл белый фарфор и объявил себя единственным носителем секрета. Ещё одной заслугой Бёттгера является то, что он создал глазурь для покрытия фарфора из того же сырья, что и черепок изделия. Это обеспечило полное слияние черепка с глазурью.

На Пасхальных ярмарках впервые были предложены изделия из красного фарфора, а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора, которые произвели фурор среди покупателей.

Красный фарфор

1710

Рецепт приготовления фарфоровой массы решено было сделать государственной тайной. До смерти Бёттгер находился под наблюдением в Альбрехтсубргская крепости, чтобы защитить секрет производства фарфора. В обиходе даже был такой термин как мастер-арканист – от латинского Arcanum – тайное, секретное - в 18 веке владелец тайны такого сложного ремесла как изготовление фарфора.

 А в 1710 году 23 января в Дрездене выходит официальное сообщение Августа Сильного об основании Фарфоровой Мануфактуры. Главным образом на фабрике в то время изготовляли вазы, кубки, бокалы, чаши, сервизы. Большая часть изделий не расписывалась, и в основном украшалась рельефными узорами. В холодной росписи эмалью преобладали китайские сюжеты, цветочные мотивы, пасторали, придворные и бытовые сцены. Администраторов производства назначал сам король в Дрездене.

1713

Впервые изделия из белого фарфора были представлены на Пасхальной Ярмарке в Лейпциге в 1713 году. Это были небольшие чашки, бутылки, миски, повторяющие формы изделий предыдущих лет из красного каменного фарфора. Состав фарфоровой массы изделий того времени вплоть до 1721 года включал каолиновые глины из разных месторождений и алебастр (карбонат кальция мелкозернистый). Такой фарфор имел слегка желтоватый оттенок. В дальнейшем постепенно алебастр сменился на полевой шпат. 

1719

Бёттгер руководил мануфактурой вплоть до его смерти. Несмотря на свои заслуги похоронили его со славой алхимика, без надгробного камня и без креста на могиле. Следующим управителем производства фарфора на Meissen стал Иоганн Грегориус Херольд (Johann Gregorius Höroldt), который ознаменовал новую эпоху в развитии мануфактуры. Этот период назывался «живописным». Он наладил производство цветных надглазурных муфельных красок. На основе путевых заметок и набросков он разрабатывает изделия в средневековом китайском стиле, так называемые шинуазри (в переводе с французского дословно "китайщина"), получившим своё развитие как ветвь стиля рококо. Мотивами росписи стали высокогорные пейзажи с изумрудными озёрами, живописные водопады, высокие пагоды, фигуры людей в широкополых соломеных шляпах, китайские драконы, тигры и иероглифы.

Шинуазри

Именно Херольд исполнил обещание Бёттгера превзойти восточно-азиатский фарфор в отношении как формы, так и красок. Именно с этого момента рецепты производства красок держатся в строжайшем секрете. А невероятно богатая палитра цветовых оттенков не знает себе равных.

1720

Херольд становится художественным руководителем мануфактуры. При нём развились и такие талантливые мастера как модельеры и скульпторы Иоганн Готлиб Кирхнер (Johann Gottlob Kirchner) и Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler). В последующие десятилетия Херольд задаёт свой собственный стиль европейской живописи по фарфору, в отличие от предыдущих лет подражания китайскому.  

Этот руководитель способствовал не только художественному, но и техническому прогрессу мануфактуры - именно в это время улучшается состав фарфоровой массы и облегчается её обжиг. А при модельере Кирхнере помимо прежней декоративной живописи на гладких поверхностях изделий и барельефов появляется новый вид фарфорового искусства – скульптура с её натуралистической детализацией в росписи.

Лебединый сервиз Кендлера

1722

По предложению инспектора мануфактуры Йоханна Меольхиора Штейнбрюка в 1722 году на фарфор Meissen начали ставить логотип и товарный знак. Он уже почти 300 лет отличает качество и совершенство фарфоровых изделий немецкой мануфактуры. Логотип представляет собой скрещенные и изогнутые голубые мечи, наносившееся кобальтовой краской.

Герб курфюршества Саксонии

Они были заимствованы из герба курфюршества Саксонии. Данная маркировка является старейшим в мире фирменным знаком фарфорового завода. Изначально наиболее часто использовалась эмблема с монограммой AR. Это обозначение происходит от слов «Augustus Rex»  (Август Сильный). Именно с этой монограммой на мануфактуре Meissen выходили предметы из фарфора, сделанные специально для королевского дворца Августа и его наследников.

1731

В 1731 году Кендлер был призван на Мануфактуру Meissen в качестве модельера и оформителя. Он создаёт собственные европейские формы для фарфоровых изделий и становится основоположником новой традиции создания столовых сервизов.

1733

Кендлер довёл скульптурное искусство в фарфоре до его совершенства. Период его активного творчества на мануфактуре Meissen характеризуется как «скульптурный».  И в 1733 году Кендлер был назначен мастером-модельером, а Херольд – художественным руководителем.

В период с 1735 по 1765 год были созданы наиболее драгоценные для коллекционеров изделия Meissen. До середины XIX века производство оставалось в Альбрехтсбурге. Потом был выстроен отдельный комплекс, который к нашему времени значительно разросся.

Meissen – предмет вожделения коллекционеров всего мира. Проходят годы, меняются вкусы, но изделия из классического твёрдого фарфора Meissen всегда будут занимать своё достойное место в искусстве керамики. Вы обязательно найдёте в Мейсоновском фарфоре что-то для себя, будь вы поклонником романтизма, классицизма или восточной культуры.

Фарфор Meissen – это произведения одновременно и скульптуры, и живописи.

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках