Сундук для драгоценностей от Meissen (JEWELLERY CHEST)

     

Этот потрясающий сундук для драгоценностей, который вы видите на иллюстрацях выше, был впервые представлен мануфактурой Майсен на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году среди достаточно большого количества других уникальных работ. Своим роскошным видом и богатством декора, ослепительным мастерством, непревзойдённой техникой исполнения, многообразием деталей, своей неповторимостью и грандиозностью он незабываемо поразил публику, которая смогла посетить выставку.

Сундук представляет собой уникальное произведение искусства, в котором были использованы различные породы дерева, фарфоровые панели с росписью и фарфоровая лепнина, отделка бронзой, позолотой и высококачественным бархатом.

Сундук своим великолепием подчеркнул непревзойденное международное положение Саксонской мануфактуры во всём мире. Это был совершенный синтез всех направлений художественного ремесла – начиная от замысла и изготовления форм и заканчивая сборкой, отделкой и различными техниками росписи. На изготовление такого предмета искусства может уходить до 9 месяцев долгого процесса работы – срок длительного ожидания настоящего чуда рождения истинного сокровища!

Этот предмет искусства стал вершиной творческих достижений мастеров и художников мануфактуры того времени. Даже самые опытные сегодняшние сотрудники мануфактуры с большим уважением и благоговением относятся к высокому уровню мастерства, продемонстрированному их предшественниками при создании данного изделия.

Давайте приглядимся внимательнее к деталям.

Бока сундука инкрустированы фарфоровыми панелями, украшенными неоклассическими сюжетами и орнаментом. На большой панели на лицевой стороне изображены Венера с Амуром при помощи кропотливой техники нанесения рисунка несколькими слоями жидким фарфором пате-сур-пате. Рисунок обрамлён гирляндами цветов.

Выдвижные ящички в сундуке внутри украшены фарфоровыми кобальтовыми пластинами с тонким орнаментом в лиможском стиле росписи (читайте нашу статью относительно этих 2-ух техник росписи).

По углам ящика для драгоценностей под верхней крышкой расположились 4 статуэтки амуров, словно выросших из колонн в стиле рокайл. Спускаясь вниз, эти фарфоровые инкрустации образуют ножки сундука.

И наконец, это произведение искусства венчает на крышке большая фарфоровая скульптурная группа, представляющая сама по себе самостоятельное произведение искусства: римская богиня любви и красоты Юнона, окружённая тремя амурами в сопровождении своего священного животного-покровителя павлина.

Создатели шедевра

Сундук был спроектирован профессором Людвигом Штурмом (1844-1926), который присоединился к коллективу Meissen в качестве руководителя отдела живописи в 1880 году, а в 1898 году был назначен художественным руководителем мануфактуры. Фигуры по углам сундука и венчающая крышка группа были созданы Паулем Хельмигом (1859-1939), работавшим в качестве скульптора-модельера и художника на мануфактуре МЕЙСЕН с 1882 по 1924 год.

История оригинального изделия, произведшего фурор в 1893 году

Сундук долгое время был очень значимым экземпляром, выставленным в выставочном зале Мануфактуры. Вернувшись в целости и сохранности из Чикаго, но впоследствии пострадавший во время Второй мировой войны, он был тщательно восстановлен в 1952 году. Тщательное изучение, анализ и измерение оригинального изделия смогли предоставить информацию о том, как он был создан в мельчайших деталях. Это была очень важная часть по восстановлению данного произведения искусства, поскольку записи, сохранившиеся на мануфактуре, оказались достаточно скудными и недостаточными.

Интересный факт

Как оказалось в последствии, архивариус мануфактуры середины 20-ого века доктор Гельмут Грёгер спрятал в крышке сундука «Послание для потомков»! Это был рукописный отчёт, в котором подробно описывалась успешная реставрация «экспоната», причастные к этому люди и образовавшиеся трудности послевоенного времени. Он особенно хотел подчеркнуть одну вещь: «За восстановление данного изделия мы обязаны нашему мастеру-сборщику Георгу Хербригу, сотруднику с исключительными навыками и большим опытом».

Деревянный каркас сундука также представлял серьезную проблему при реставрации: сейчас в мире очень мало столяров и реставраторов, способных выполнить работу на уровне качества мануфактуры MEISSEN и в то же время сохранить и не повредить «живой» материал фарфора. Одна из сложностей заключалась в том, что каждый выдвижной ящичек должен был быть индивидуально подстроен под размер фарфоровых плиточек, поскольку абсолютно одинаковых размеров таких вставок не могло быть – в процессе обжига каждая из них давала разную усадку и небольшую деформацию.

Воссоздание сундука для драгоценностей в современное время

Потребовалось около пяти лет тщательных работ, прежде чем сундук 1893 года перестал быть единственным в своём роде и смог быть представлен в рамках лимитированной серии, полностью соответствующий оригиналу. Художникам по фарфору Мейсена пришлось тщательно изучить сложные техники росписей, чтобы добиться изображений, соответствующих оригиналу конца 19-ого века.

Экспертиза показала, что при создании сундука были использованы техники росписи, которые уже давно вышли из использования на мануфактуре MEISSEN. Точное воссоздание ящика для драгоценностей в современное время потребовало бы найти специалиста в этой области или возродить навыки снова.

1. Среди этих техник особо надо выделить технику под названием «pate-sur-pate», основывающаяся на нанесении рисунка кистью жидкой фарфоровой массой (шликером) ещё на влажную фарфоровую панель, окрашенную в нежный розовый цвет. Такая техника росписи применялась на мануфактуре MEISSEN примерно до 1920 года. Чтобы восстановить её и отработать мастерство потребовалось около пяти лет исследовательской работы, чтобы найти взаимодействие между различными фарфоровыми массами для получения необходимого эффекта, столь же совершенного, как у оригинала.

          

Для того, чтобы получить удивительно эффектный объёмный рисунок, фарфоровый шликер наносится слоями, каждый из которых должен высохнуть перед последующим слоем. Например, чтобы закончить сюжет рисунка «Венера с Купидоном» на данном сундуке для драгоценностей на передней панели, нужно нанести шликер слой за слоем около 30 раз! Для завершения такой работы требуется четыре недели, чтобы затем панель можно было обжечь и покрыть глазурью. Ни одна техника работы с фарфором не даёт такого восхитительного результата, как «пате-сур-пате».

2. Кроме этого, надо отметить и другую утраченную со временем технику – нанесение рельефного выступающего рисунка тонкими слоями по уже покрытому кобальтом, обожженному и глазурованному фарфору специальной эмалью в лиможском стиле. В связи с варьированием толщины каждого наносимого слоя, получаются чудесные полупрозрачные изображения, с эффектом рисунка инеем на стекле. Как и в случае с «пате-сур-пате», эта техника росписи не использовалась на MEISSEN в течение многих лет, и художникам пришлось полностью заново её освоить для того, чтобы её воспроизвести на сундуке с драгоценностями.

          

3. В архивах пресс-форм мануфактуры MEISSEN находятся не только формы, но и модели всех форм, которые когда-либо производились за всю историю мануфактуры, в том числе, там нашлись модели и формы фигурок Пауля Хельмига, украшающих сундук с драгоценностями. Многочисленные формы смогли вычистить и отреставрировать, по ним сделать временные рабочие гипсовые формы для отливки деталей, и восстановить в каждой подробнейшей детали фарфоровые фигурки купидонов и главную композицию, венчающую крышку сундука.

4. Фарфоровые панно изготавливаются методом литья. Это подразумевает заливку жидкой фарфоровой пасты в закрытую форму. Как только стенки отливки достаточно затвердеют, излишки суспензии сливают, и панель извлекают из рабочей формы.

5. Детальная проработка швов, шлифовка и коррекция каждой фарфоровой детали, затем обжиг, нанесение глазури, снова обжиг, роспись тонкими кистями самыми талантливыми художниками мануфактуры, ещё один обжиг, нанесение позолоты, наконец завершающий обжиг, полировка позолоты агатовым карандашом, проставление акцентов, и подгонка, монтирование всех деталей на деревянный сундук, обшивка бархатом и многие другие мелкие работы – весь этот путь на каждом этапе полон рисков и подводных камней, поэтому получаемый результат так ценен и неповторим!

     

     

Монументальность результата

Полученное произведение искусства — это результат идеального сотрудничества между всеми подразделениями мануфактуры. Также, как и 120 лет назад, сегодня он символизирует уникальный неподражаемый потенциал достижений и тщательного мастерства, которые сделали Мейсенскую мануфактуру мировым лидером с момента её основания.

Воссозданный в точности сундук для драгоценностей теперь сможет служить той цели, для которой он изначально и предназначался. Он продолжает восхищать коллекционеров во всем мире, и он может служить как в практических целях, так и стать неподражаемым элементом самого изысканного интерьера.

          

          

     

     

Галерея