Серия фигур Шонхайта «Пять чувств»
Коллекция "Пять чувств"
Прежде чем говорить о конкретной коллекции Майсенской мануфактуры, посвящённой аллегориям пяти чувст, хотелось бы уделить внимание в общем теме аллегорий в искусстве.
Причины возникновения аллегорий и их суть
Аллегория сама по себе является очень интересным явлением. Человек всегда пытался быть понятым, стремился каждому понятию дать своё индивидуальное собственное название. Но иногда известные уже предметы намного лучше подходили для определения новых абстрактных чувств и состояний.
В различных видах искусства творческий человек также пытается быть понятым, но понятым красиво! И аллегория наряду с метафорами и сравнениями всегда служила вспомогательным художественным элементом показать образно отвлечённую идею или понятие.
Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии – например, лев, как олицетворение силы, лиса, как олицетворение хитрости, голубь – как аллегория мира, а весы, как символ равенста, справедливого суда и мудрости.
Богиня Ночи с образом летящей совы Весы, как символ Богини Правосудия
Змей, который дал вкусить плод яблока Адаму и Еве также является аллегорическим образом понятий „коварства и искушения“.
В переводе с греческого Аллегория обозначает иносказание, то есть выражение какого-либо отвлечённого понятия посредством искусственного построения конкретного жизненного образа, в котором большую роль играют символы. В свою очередь такие символы не сочиняются и не составляются, а берутся из реального мира, который окружает человека. Обобщённое сознание человечества выявляет соответствие символа с построенным образом. Символ имеет устойчивый постоянный характер, однако в отличие от аллегории символ может быть растолкован различно, то есть он многозначен.
Cильное влияние на символы и аллегории оказывает культурное, политическое, экономическое, социальное состояния общества на определенные моменты в истории. Существует и обратная связь – символы опередляют культурное развитие и уровень общества, в котором они создаются.
Символы и аллегории являются важнейшими инструментами моделирования образов действительности. Они создают представление о том, что не доступно конкретному изображению. И именно по этой причине символические и аллегорические образы стали безумно популярны в прикладном искусстве, поскольку позволяли художнику или скульптору выражать свои идеи не прямо, а посредством неоднозначноти, многогранности, многоплановости и при помощи большого выбора красивых образных способов их выражения.
История аллегорий
Аллегорическое изображение абстрактных понятий человеческой жизни появились ещё во времена Античности. Можно увидеть зачатки аллегорий еще в изображении Античных богов, которым вкладывали в руки опередлённые предметы, характеризующие предназначение бога. Например, лук и стрелы вкладывали в руки Дианы – богини охоты.
Диана Артемида
Некоторые исследователи называют Эзопа первым, кто начал использовать аллегорию в литературе. Через зверей и птиц он пытался показать человеческие недостатки. Его опыт затем был продолжен Крыловым в его баснях. Анималистические аллегории до сих пор имеют свое место в различных видах искусства.
Басня Крылова "Квартет" - иллюстрация
В 13-ом веке Данте Алигьери в своей „Божественной комедии“ стал мастером аллегорического поэтического искусства.
Иллюстрация к книге Данте Алигьери - Аллегория Чревоугодия
В 16-ом веке аллегория пяти чувств снова стала по большей части анималистическая: Орел – Зрение, Олень – Слух, Обезьяна – Вкус, Собака – Обоняние. С 17-ого века аллегорией России, например, стал Медведь. До сих пор в западных СМИ в карикатурах используется именно этот персонаж для изображения страны.
Аллегорические изображение России - начало 19-ого века
Каждый исторический период в жизни человека аллегории были наполнены разными смыслами. Аллегории очень сильно были распространены в эпоху Возрождения и Классицизма.
Братья Луи, Антуан и Матье Ленен "Аллегория победы" 1635
Во времена Возрождения аллегории наполняются гуманистический содержанием – физическая красота человека, его физиологические особенности становятся предметами, помогающими выразить отвлеченные понятия.
"Аллегория Весны" и "Аллегория Флоры" на картинах Джузеппе Арчимбольдо
Четыре Всадника Апокалипсиса на гравюре Альбрехта Дюрера
А в эпоху рококо и барокко аллегории были наполнены смыслом чувств и персонифицированы.
Аллегория живописи
В середине 19-ого века понятие аллегории становится уже художественным приёмом. В период ралистичного искусства конца 19-ого-начала 20-ого веков аллегории были полны социально-политическим смыслом – аллегорические фигуры Революции, Свободы.
Плакат с аллегорией Революционного движения
Французский художник Эжен Делакруа "Аллегория Свободы"
Появление цензуры в свое время тоже очень сильно подстегнуло творческих людей к использованию аллегорических образов в газетах, журналах, публикациях, чтобы скрыть прямоту часто обличающих и бичующих анти-настроений.
Аллегории присутстуют везде – в скульптуре, картинах, в поэзии, в песнях, на агитационных плакатах, в различного рода пародиях и сатире, в политической карикатуре, в рекламе, если говорить о современной жизни.
Аллегория злости
Аллегория „Пяти Чувств“ в искусстве
Аллегория "Обоняние" Питера Пауля Рубенса "Пять чувств" Себастьяно Чезарини
Когда возрос интерес к познавательным возможностям человека, в искусстве сложилась иконография аллегории пяти чувств. Переменчивость мира человек воспринимает и познает через уши, глаза, на ощупь, на вкус: «Я воспринимаю, значит, существую» - писал Джордж Беркли в своём „Трактате о принципах человеческого знания“ 1710 года.
В живописи аллегория пяти чувств ярко выразилась в жанре натюрморта. Цветы, фрукты, музыкальные инструменты, зеркало, ларцы и ковры – все эти предметы, составляющие «говорящую» композицию натюрморта, трактовались, в свою очередь, как обоняние, вкус, слух, зрение, осязание.
Джузеппе Рекко "Натюрморт с пятью чувствами" (середина 17-ого века)
Любен Божен "Пять чувств"
Атрибуты женского образа в аллегориях определяются художественным периодом, в котором существует аллегория. Например, Слух во времена Ренессанса изображался с флейтой или органом, а в 17-ом веке – со смычковым иснтрументом. Зрение, как правило, изображалось при помоши Зеркала. У Вкуса была корзина с фруктами, у Обоняния должны были присутствовать букеты цветов или ваза с благовониями. В барочной живописи и фрукты и цветы мог преподносить путти. Манера изображения Осязания менее устоявшаяся. Женщину, демонстрирующую понятие этого чувства, может сопровождать образ ежа и/или горностая, горностаевой шубы. Такую символику можно часто увидеть на гравюрах 16-ого века. В 18-ом веке обычно Осязание изображалось с птицей в руке или в клетке.
На известных французских средневековых гобеленах 16-ого века (они хранятся в музее Средневековья аббатства Клюни в Париже) можно увидеть очень интересную интерпретацию аллегории пяти чувств в виде нескольких сюжетных линий, в которых главными действующими персонажами становятся девушка и Единорог.
На серии таких гобеленов (шпалер) девушка предстает по-разному: на одном она держит зеркало - зрение, на другом играет на органе - слух, на третьем - гладит единорога - осязание, на четвертом - берет с блюда конфету - вкус и на пятом - получает от слуги цветочную корону - обоняние.
"Слух" "Зрение" "Обоняние"
"Вкус" "Осязание"
Неисчислимое количество различных символов до сих пор делает эти гобелены одними из самых таинственных исторически-значимых экспонатов.
Многие Фламандские и Нидерландские художники помещали аллегорию пяти чувств в одной картине. Встречались варианты изображения данной темы при помощи сцен в тавернах, которые включали пьяниц (Вкус), курильщиков трубок (Обоняние), певцов, поющих во всю глотку, и деревенских скрипачей (Слух). Осязание изображалось в виде мужчины, держащего за талию женщину, или хирурга, пускающего кровь.
Ганс Макарт "Пять Чувств" Аллегория Слуха художника Гольциус
Аллегория Зрения художника Гольциус Ян Санреда "Обоняние"
Коллекция „Пять чувств“ мануфактуры Майсен
Обращение к различным аллегориям скульпторов 18-ого века очень часто наблюдается в изделиях знаменитой фарфоровой фабрики Meissen. Часто такие аллегории исполнялись на заказ русской императрицы Екатерины Второй, которая очень любила эту тему именно в фарфоровом исполнении.
Тема пяти чувств в аллегориях в скульптуре обычно предстаёт в виде пяти женщин, каждая из которых занята соответствующим характерным делом и окружена определенными атрибутами-символами.
Коллекция мануфактуры Meissen «Пять чувств» 1772 года была разработана скульптором Иоганном Карлом Шонхайтом (Johann Carl Schonheit 1730-1805). Она представляет собой аллегорические композиции, отражающие основные органы чувств человека. Эта тема является традиционной аллегорией изобразительного и скульптурного искусства.
В фигурах этой серии традиции рококо сочетаются с сентиментальными настроениями и с принципами классицизма, в частности, проявившиеся в строгой форме основания фигурок с геометрическим орнаментом. Фигуры данной серии исполнены с характерным для мануфактуры особым вниманием к деталям быта и очень точной передачей костюмов.
"Зрение" "Обоняние" "Осязание"
"Слух" "Вкус"
У скульптора И.К. Шонхайта Зрение сидит за туалетным столиком и рассматривает себя в зеркале, Слух играет на клавесине, Обоняние вдыхает аромат цветка, взятого из корзины рядом с ней, Осязание протягивает свою руку к птице в клетке, а Вкус кладёт в рот пирожное со стола, наполненное едой и напитками.
Серия из пяти фигур, демонстрирующая аллегорическое изображение пяти человеческих чувств скульптора Шонхайта, может стать хорошим пополнением Вашей коллекции или достойным подарком для самых близких.
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках