«Шоколадница»
Скульптор: неизвестен
Год создания: 1837-1842 года
Высота фигурок: 37 см и 18.5 см
Данная фигура была создана по мотивам известной картины щвейцарского художника XVIII века Жана-Этьена Лиотара (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789 гг.) «Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» («La Belle Chocolatière»). Картина была написана пастелью в конце 1744 - начале 1745 гг. в Вене и хранится в Дрезденской Картинной Галерее Старых Мастеров (Gemaldegalerie Alte Meister). Она была куплена у самого Лиотара крупнейшим авторитетом 18-ого века в области искусства графом Франческо Альгаротти, который занимался пополнением коллекционного собрания живописи для Августа III.
Грациозная, красивая девушка подаёт свежий горячий шоколад в чашке из фарфора Meissen и стакан воды, по традиции сопровождающий богатый шоколадный напиток, на лаковом японском подносе.
Считается, что скульпторы Meissen сваяли «Шоколадницу» в благодарность Лиотару за то, что тот впервые на то время изобразил фарфор мануфактуры Meissen на полотне.
История самой девушки, изображённой на картине, также примечательна существующими легендами. По одной из них живописец сам был поражён красотой служанки-камеристки, работающей при дворе Австрийской императрицы Марии Терезии, и запечатлел предмет своего восхищения на картине.
Согласно другой более романтичной версии, напоминающей историю Золушки, девушку звали Анна Бальтауф (Anna Baltauf). Она работала продавщицей-шоколадницей в венской кафейне, в которую зашёл однажды австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein), чтобы отведать новый и нашумевший в то время напиток – горячий шоколад. Он сразу же влюбился в девушку, подававшую ему напиток, и приходил почти каждый день, чтобы вновь увидеть Анну и познакомиться с ней поближе. В скором времени к ужасу аристократии и наперекор семье он женился на этой девушке и в качестве свадебного подарка заказал модному в то время художнику Жану-Этьену Лиотару, работавшему тогда при венском дворе, портрет своей невесты в той самой одежде официантки XVIII века, в которой он её впервые увидел.
Надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery» раскрывает нам третью версию, по которой будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром, и картина была написана в его доме.
В любом случае личность девушки так и не установлена, но всегда так приятно верить в красоту и романтику!
Примечательно, что в 1862 году американская компания по торговле шоколадом «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её одной из старейших торговых марок в мире.