Пальяччо (Пальяццо) из комедии Дель-Арте
Пальяччо (Пьеро) Мориса Санда, 1860 год
Пальяччо является одним из героев Комедии Дель Арте, которые представляют своеобразный любовный треугольник – Арлекин-Коломбина-Пальяччо. Он считается прототипом Педролино, а в дальнейшем очень знаменитого героя, прошедшего сквозь столетия и дошедшего до сегодняшнего дня - Пьеро.
Имя Пальяччо происходит от слова, которое в переводе означает «pagliacci» «клоуны, шуты». Скорее всего именно из него получилось слово в русском лексиконе – «паяц».
Такой герой появился на сцене впервые в 1579 году. Роль Пальяччо в труппе часто исполнял ребёнок, потому что этот герой обязан был выглядеть молодо и свежо.
Он был глуповатым слугой и шутником. Его грубые шутки и жесты часто вызывали гнев и соответственно всё это приводило к поколачиванию его дубинками. При всём при этом, он никогда не терял своего достоинства. Пальяччо был туп, легкомыслен и неуклюж, подзадоривал других к необдуманным поступкам, сам оставаясь при этом жутким трусом.
Маска Пальяччо это обильно напудренное белое лицо. Иногда поверх пудры одевалась белая дополнительная классическая маска комедиантов.
Его мешковатая одежда со спущенными рукавами всегда была слишком велика для героя. На первых изображениях героя Пальяччо в иллюстрациях его легко можно было спутать с Пульчинеллой. На одежде также имеется огромное количество карманчиков, в которых можно было хранить всякую мелочёвку. В дальнейшем преобразовании Пальяччо в Педролино и Пьеро они были заполнены романтическими амурными предметами в виде любовных записок, амулетов и засохших цветов. Передняя часть балдахона закрывалась на огромные пуговицы или бомбоны. На голове высилась остроконечная шляпа с полями.
История Пальяччо в рамках комедии Дель Арте – это может быть история ревнивого мужа, трактирщика, молодого любовника и многих других. Эту маску можно назвать самым часто изменяемым образом Комедии. Эта маска претерпела огромное количество изменений в имени, характере героя, его поступках и статусе.
В середине 17-ого века появился герой, вышедший из образа Пальяччо – Педролино – второй слуга Доктора — ловкий, изворотливый, но часто попадающий впросак чудак и поэтому не настолько хитер, как Арлекино. У него не было маски, его лицо также обсыпали мукой, чтобы можно было передать огромное количество эмоций с помощью мимики.
Наивность и честность – это те два качества, которые отличали Педролино от всех остальных персонажей Комедии Дель Арте. Педролино можно назвать неудачником – то ему изменяет жена, то его возлюбленная отдаёт предпочтение всем крутящимся вокруг него пассиям и не знает на ком же остановить свой выбор. Арлекин часто выступал в роли одновременно и соперника Педролино и его друга, на чьей груди белолицый слуга оплакивал свою горькую судьбу.
"Объятия Пьеро" картина Гийом Сеньяк - 1895 "Коломбина" Вальтера Эрнеста Вебстера - первая половина 20-ого века
Французы в начале 19-ого века переосмыслили образ Педролино и создали Пьеро, образ несчастного отвергнутого влюблённого, неудачливого спутника Арлекина. Очень часто этого героя использовал в своих пьесах Мольер.
Элементы костюма Пьеро
Исполнитель Пьеро всегда выступал без маски. Одна из версий гласит, что слуга по имени Пьеро был в прошлом мельником в белых одеждах и с лицом вечно обсыпанном мукой и нарисованными слезами. Соответственно в маске он не нуждался. Традиционной одеждой Пьеро была белая свободная рубашка с длинными рукавами и круглым рифлёным воротником и шляпа-колпак. Иногда Пьеро имел огромные карманы, в которых он носил романтические сувениры. Он сентиментален, влюбчив, доверчив и предан хозяину. Постоянно страдает от неразделённой любви к Коломбине и от насмешек остальных персонажей. Он всегда изображался с низко опущенными плечами и рукавами, свисающими до самой земли, которые стали его атрибутом и ещё больше зрительно подчёркивали его нелепость, постоянное депрессивное состояние, уныние, печаль. Рукава как бы становятся символом человека «опустившего руки» от безысходности.
Пол Легран в роли Пьеро - 1885 год "Пьеро" Жана Антуана Ватто - 18-ый век
Сходство Пьеро непосредственно с Пальяччо – лишь внешнее – белое лицо и белые одежды с длинными рукавами, однако по характеру это абсолютно разные герои. Пьеро, в отличие от грубого и резкого Пальяччо, был душевно тонкий и чрезвычайно ранимый персонаж. он изображается обаятельным и добрым, постоянно винящим себя за ошибки, потому что другие персонажи, пользуясь его доверчивым характером, зачастую его обманывают.
Пьеро - изображение неизвестного автора
В 19-ом веке герою Пьеро придали ещё одно качество – он стал немым.
В современном искусстве – Пьеро стал олицетворением тонкой человеческой души и грусти.
Современные образы Пьеро
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках