Пульчинелла из коллекции комедии Дель-Арте
Пульчинелла – южная неаполитанская маска комедии Дель-Арте второго дзанни (слуги), которая сформировалась и появилась в театральных уличных представлениях в последние десятилетия 16-ого века. Образ Пульчинеллы демонстрировал собой типичного представителя неаполитанского крестьянского населения со всеми его характерными чертами.
Гравюра Морис Санда
Происхождение маски Пульчинелла
О рождении этой маски существует вполне правдоподобное объяснение у знаменитого публициста 18-ого века аббата Галлиани. У него есть об этом очень обстоятельный рассказ.
Однажды группа актеров комедии Дель-Арте возвращаясь с очередных гастролей в Неаполь, проходила мимо крестьян, занятых сбором винограда. Так как виноградные плоды славятся своим веселящим действием, крестьяне, и мужчины и женщины, были настроены игриво и стали задевать комедиантов. Те, разумеется, не остались в долгу, ибо словесная перепалка была, можно сказать, их профессиональным приёмом. Пошли в ход богатые актерские запасы остроумных словечек, обидных эпитетов и просто ругательств. Крестьяне не в силах были сопротивляться и начали смолкать один за другим. Только маленький крестьянский парень не только не сдавался, но и непрерывно переходил в наступление, осыпая актеров градом язвительнейших острот. Актёры спросили имя своего противника и решили пригласить его в свою труппу. Парень не отказался и, примкнув к труппе, вскоре выдвинулся на одно из первых мест. Звали его Пуччо д'Аньелло. Когда он стал популярен, это сложное название упростилось и превратилось в Пульчинелла. Талантливый актер прожил недолго, но после его смерти осталась маска, им созданная.
По некоторым другим историческим данным его история прослеживается ещё с римских времён и маска Пульчинеллы близка к персонажам Ателанны – древнеримского народного комедийного импровизированного представления. Свою маску, внешний облик и пронзительный петушиный крик он позаимствовал у героев такой комедии: Макка (Маккуса) - плутоватого ловеласа крестьянского происхождения, зачинщика скандалов и интриг, горбатого, носатого, с ослиными ушами и Доссена (Доссенуса) – прожорливого дурака, злобного горбуна, провинциального философа-шарлатана.
Образ Макка и Доссена из древнеримской комедии Ателлана
Роль маски Пульчинелла, её характер и её место в комедии
Очень интересным является разнообразие социального статуса образа Пульчинеллы - он выступает и как огородник, и как булочник, и как сторож монастыря. Он может быть и торговцем, и художником, и солдатом, и контрабандистом, и вором, и бандитом. По характеру он мог быть в пьесе и тупицей, и хитрецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой. Преобладающей чертой его характера является, конечно, глупость, но не всегда. Он может быть и умен, и ловок, и хитер, как Бригелла. Пульчинелла, также как и Бригелла и Арлекин, несет в себе сатирическую стилизацию. И отрицательные его качества - глупость, лень, обжорство, преступные наклонности - все они от сатиры. Пульчинелла разговаривает высоким пронзительным голосом. Он рассыпает остроты, часто непристойного характера.
Гравюра Морис Санда
Отличие южного (неаполитанского) дзанни от северного (венецианского)
Маска Пульчинеллы в неаполитанской комедии Дель-Арте напоминает Бригеллу, однако у него много черт и Арлекина. Это скорее собирательный образ слуг, если проводить соответствия с венецианским уличным театром.
На юге Пульчинелла не имеет рядом с собой более развитого партнера, ибо Ковьелло (ссылка в будущем), с которым он во многих сценариях стоит рядом, не отличается от него ни умом, ни практической сметкой. Существует еще одна разница, уже чисто бытового, не социального порядка. Северные дзанни почти всегда неженаты. Бригелла - убежденный холостяк. У Арлекина жена появляется лишь в поздних сценариях, и то не часто. Напротив, Пульчинелла женат, нередко даже в ранних сценариях, и комедианты в этих случаях играют его сварливым ревнивцем, ворчуном, тираном и в конце концов всегда обманутым.
Влюблённый Пульчинелла
Он может жаловаться, кричать и драться, но это ему не помогает. Жизнь его несчастная, и это иногда усугубляется еще тем, что около него трутся маленькие Пульчинеллята, которые плачут и просят хлеба.
Развитие образа Пульчинеллы
С точки зрения общей истории комедии Дель-Арте Пульчинелла наряду с Арлекином - самая популярная из масок. И не только в итальянском театре, но и в мировом масштабе.
Если слава Арлекина опережала иной раз славу Пульчинеллы на сцене, то Пульчинелло опередил его в литературе, особенно в повестях и рассказах для детей. Этот смешной паяц с петушиным носом издавна является любимцем детей: и тогда, когда он попадает им в руки в виде деревянной игрушки, и тогда, когда они с волнением следят за его судьбой по книжкам.
Марионетка "Пульчинелла"
В течение первых десятилетий 17-ого века маска получила большое распространение и быстро перебралась за границы не только Неаполя, но и Италии. Она стала одним из любимейших персонажей карнавалов, народных игр и даже беллетристики. Французский Полишинель, английский Панч и многие другие разными путями заимствовали у неаполитанского шута и во внешности, и в характере и в выходках, найденных первыми создателями маски.
Различные образы Полишинеля
Различные образы Мистера Панча
Пульчинелла стал также в какой-то мере прообразом русского Петрушки.
Отличительные черты костюма Пульчинеллы
Имя этого персонажа переводится с итальянского как «цыпленок». Скорее всего этим объясняется самый заметный элемент костюма Пульчинеллы - большой клювообразный нос. На лице его то и дело блуждает глупая улыбка. Костюм Пульчинеллы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожаным ремешком, с воротником типа жабо, просторных бесформенных штанов и необычного продолговатого шутовского колпака. Часто его изображали в виде горбуна. Вначале горб был едва заметным, затем он стал быстро увеличиваться в размерах, причем параллельно рос и живот. Согбенность Пульчинеллы символизирует его страх перед побоями (а в комедии били его все, кто стоял выше на социальной лестнице, то есть очень многие).
Костюм Пульчинеллы
Фигурка данного персонажа, выполненная на мануфактуре Meissen в середине 18-ого века, представляет нам классический образ персонажа маски Пульчинелла. В руках он держит вилку с насаженной котлетой, поскольку чревоугодие является одной из его пагубных страстей.
Окунитесь в очарование итальянского комедийного театра, удивительно точно переданного мастерами мануфактуры Meissen. Начните коллекционировать комедию Дель-Арте, купив фигурки в нашем салон-магазине в Карловых Варах и на нашем интернет-сайте!
Материалы частично позаимствованы из книги крупнейшего русского энциклопедиста 20-ого века Дживелегова Алексея Карповича
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках