Скульптурная композиция «Дуэт» 1737 года
Скульптор Иоганн Йоахим Кендлер работал на мануфактуре Майсен в течение нескольких десятилетий и по праву считается мастером своего века. Его бесчисленные модели покорили весь мир, его видение мира всегда поражало своим богатством, его фигурные композиции буквально оживали в фарфоре. Именно благодаря Кендлеру в 18-ом веке получило развитие такое направление искусства, как мелкая фарфоровая пластика.
Диапазон творений данного скульптора необычайно широк – от парадного великолепия до гротеска различных курьёзных сцен, от тончайшей лирики чувства до острой колкой сатиры.
Скульптурные композиции Кендлера на темы светской, придворной жизни составили ряд так называемых «кринолиновых групп».
Скульптура «Дуэт» 1737 года представляет собой портретное изображение знаменитой итальянской оперной певицы Фаустини Бордони и ее супруга – королевского придворного капельмейстера и композитора Иоганна Адольфа Хассе.
Помимо соответствия с конкретными реальными личностями своего времени скульптура обретает и более обобщающий характер, отражая важное явление культуры того времени – страсть к праздному времяпрепровождению и музицированию при королевском дворе.
В качестве основы для своей фарфоровой модели Кендлер взял французскую гравюру Иоганна Эсайя Нильсон (Johann Esaiah Nilson) под названием «La Musique du Cabinet».
гравюра Иоганна Эсайя Нильсон «La Musique du Cabinet»
«Дуэт» Кендлера является безупречным творением стиля Барокко. Софа, на которой восседает эта пара музыкантов, повторяет искусный резной предмет из Дрезденского Королевского Дворца. Красота и изящество соответствуют элегантности костюмов и позы пары.
Кендлер умело передает в фарфоре атмосферу придворной жизни, эмоции персонажей, их манеры – все это было очень важно в искусстве стиля Барокко. Кажется, что вот-вот, и музыка зазвучит из музыкальных инструментов, которые держат в руках дама и кавалер. Идея музыки присутствует даже в плавных линиях струящейся ткани, складках одежды, в положении рук и ног, головы, в позах и движениях .
Наличие мопса также не случайно между музицирующими. Этот символ стал напоминанием о Масонском Ордене Мопсов, единственном Ордене, в который допускались женщины, имеющие там единые с мужчинами права.
Очаровательные детали в виде треуголки за фигурой мужчины, платок, торчащий из кармана женской накидки, бантики и рюши, крест на шее, сабля в ножнах, прически по моде 18-ого столетия - всё это позволят Вам окунуться в мир светского общества, его интриги, страсти, изящные манеры и нравы.
Станьте обладателем лимитированной серии композиции «Дуэт» Иоганна Кендлера, приобретя ее в нашем Салоне в Карловых Варах или на страницах нашего интернет-магазина.
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках