Тарталья из коллекции комедии Дель-Арте
Тарталья – это маска старика, которая входит в группу южных неаполитанских масок Комедии Дель-Арте наряду с Пульчинелла, Скарамучча и Ковьелло.
Гравюра Мориса Санд 1860 год
Старики в южных вариантах комедии Дель-Арте не играли столь значительную роль в развитии сценария. Поэтому в сущности их и не было. Их либо заимствовали из венецианского театра или придумывали свои собственные, не конкретизируя в них «стариковские» качества и функции. Многие черты стариков были усвоены в образах дзанни - Пульчинелла и Ковьелло.
Происхождение имени и персонажа Тарталья
Имя данного персонажа происходит от итальянского глагола «tartagliare» – «заикаться». Поэтому основным качеством Тартальи является его заикающаяся манера говорить. Первое упоминание о персонаже Тарталья в комедии относится приблизительно к 1610 году. Поскольку Тарталья герой именно южной комедии масок, говорил он на неаполитанском диалекте. В некоторых постановках по происхождению Тарталья был родом из Испании и очень плохо говорил на итальянском языке.
Основные черты костюма Тартальи
Тарталья носит зеленый костюм в жёлтую полоску. На ногах красуются туфли с красными пряжками. Лысая голова прикрыта серой шляпой с полями Большие круглые очки, как правило, выполняли функцию маски. Если актёр всё же надевал маску под очки или вместо них, то её отличительной чертой было то, что она закрывала практически всё лицо.
Элементы костюма Тартальи
Характер Тартальи, основные черты и место в комедии
Тарталья по пьесе комедии робкий, заискивающий, слегка забитый и педантичный, мелочный, заикающийся старик с толстым животом. По профессии он был то нотариусом, то судьёй, то полицейским чиновником, то аптекарем, то секретарём. Его наделили трусливым характером.
Определённой сюжетной функции маска Тартальи не имела, но персонаж всегда оставался комическим в соответствии с более увеселительным характером самих представлений неаполитанского уличного театра в отличие от сюжетного северного венецианского.
Главная развлекательная часть игры Тартальи на сцене заключалась в борьбе с собственным заиканием, в результате которой любой серьёзный монолог, например, на том же суде, превращался в комический поток непристойных слов и выражений. Эта борьба с заиканием озлобляет его против самого себя и всех вокруг.
Примечательно, что во Франции, где комедия Дель-Арте нашла свою вторую родину, персонаж-маска Тарталья так и не прижился.
Окунитесь в очарование итальянского комедийного театра, удивительно точно переданного мастерами мануфактуры Meissen. Начните коллекционировать комедию Дель-Арте, купив фигурки в нашем салон-магазине в Карловых Варах и на нашем интернет-сайте!
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках