Турок на носороге
Скульптор: Йоханн Йоахим Кендлер
Год создания: 1752 год
Высота: 26,5 см.
Лимит: 5 штук в год
Перед нами ещё одна шедевральная работа лучшего скульптора мануфактуры Meissen Йоханна Йоахима Кендлера. Она входит в особую арабскую серию.
В каждую историческую эпоху европейская культура создавала свой неповторимый образ далёкого и притягательного Востока.
В 17-18 веках возник серьёзный интерес к Китаю и Японии, как к миру экзотическому и полному таинства. Даже само открытие формулы «твёрдого» фарфора на мануфактуре Meissen расценивалось на Западе как разгадка сокровенных тайн Восточной культуры. Вплоть до середины 18-ого века основным направлением творческих исканий мастеров фарфоровой мануфактуры Meissen было создание своего индивидуального видения восточной культуры. Знания о Востоке у европейцев были очень скудными, поэтому очень часто скульпторы и модельеры прибегали к фантазиям и домыслам.
На первый взгляд фигура «Турок на носороге» привлекает внимание своим сюрреализмом, совмещением несовместимого. Тот факт, что турецкий правитель восседает на спине носорога представляется сомнительным. Зато образ, согласитесь, очень богатый и насыщенный.
Художник сумел очень достоверно изобразить каждую деталь как носорога, так и всадника, несмотря на поверхностные знания о Востоке и его культуре.
Выбор носорога скорее всего основывается на огромном интересе всей Европы 18-ого столетия к диковинному редкому животному, с которым жителям Дрездена посчастливилось познакомиться в 1747 году. Это животное назвали «Клара». Это бы один из первых носорогов, которого увидела Центральная Европа. (о первом носороге, которого привезли в Европу в 1515 году Вы можете прочитать в другой нашей статье «Индийский Носорог»).
Тонкая мимика лица наездника, изысканная восточная одежда, украшенный драгоценными камнями тюрбан, индийские традиционные цветы на кафтане с золотыми пуговицами, восточные широкие шаровары и туфли с загнутыми вверх носами. Мужчина сидит в классической турецкой позе, скрестив ноги, на синей традиционной подушке с золотыми кисточками на углах. Под левой рукой турецкого правителя находится валик, на который, как правило, опираются спиной восточные мужчины. В правой же руке он держит топорик.
Стиль наездника скорее всего определён гравюрами, написанными французским художником Жаном Баптистом Ванмуром (Jean Bapteste Vanmour) который сопровождал Чарльза де Фериоля (Charles de Ferriol) - посла Людовика XIV в Османской империи - в его миссии в Константинополь с 1699 по 1711 года. С подачи французского представителя в Турции перед Ванмуром стояла задача составить 100 портретов людей разных национальностей. С этой целью художник путешествовал с различными послами в разные страны. А после возвращения на родину после своей миссии посол Чарльз де Фериоль опубликовал целую книгу с гравюрами, которая называлась «Recueil de cent estampes représentant différentes nations du Levant». Книга эта очень сильно повлияла на всю Западную Европу и её культурное наследие.
К данной арабской серии принадлежат ещё две лимитированные работы Йоханна Йоахима Кендлера – «Персианка на слоне» и «Перс на слоне», которые также основывались на гравюрах Ванмура и фантазии модельеров, скульпторов и художников знаменитой фарфоровой мануфактуры Meissen.