Особенности формы Китайской вазы

Китайские вазы, как и все остальные предметы из фарфора, созданные в Китае, всегда воспринимались европейцами как что-то очень экзотическое, загадочное, мистическое и непостижимое. Стать обладателем китайского фарфора мечтал любой богатый европеец, статус которого мгновенно поднимался при обладании таким дальневосточным богатством. Это был символ успеха и достатка. Королевские и княжеские дворы Европы платили золотом за драгоценные вазы. Известно даже, что Август Сильный – курфюрст Саксонии - в начале XVIII века обменял несколько гренадеров на фарфоровые вазы у короля Пруссии, Фридриха.

К нам в Салон часто обращаются с вопросами о том, что несет в себе форма китайской вазы, почему к ней обращались и обращаются до сих пор абсолютно все производители фарфора в Европе, в том числе немецкий и венгерский производители фарфоровых изделий Meissen и Herend. Задача данной статьи найти ответы на эти вопросы вместе с Вами.

Китайцы о вазах

Сами китайцы говорили о фарфоре так: он должен быть голубым, как небо, омытое дождём, звонким, как гонг, прозрачным, как стекло, и тонким, как бумага. И действительно, лучшие образцы китайского фарфора отвечают всем этим высоким требованиям.

И даже после изобретения твердого европейского фарфора в Саксонии в начале 18-ого века, интерес Европы к восточным вазам не ослабел.

Интерес европейских производителей к китайским вазам мог объясняться тем, что восточные гладкие пропорциональные формы ваз предоставляют огромную площадь для исполнения художественных произведений живописи по фарфору, словно белый холст для художника.

Однако, надо заметить, что в первые годы производства фарфоровых ваз в Китае, их расписывали крайне редко. Поскольку невероятный неповторимый цвет фарфора и гладкость прозрачной глазури на поверхности черепка восхищала жадных до красоты и новшеств потребителей.

Символ вазы

Примечательно, что произношение слова «ваза» в китайском языке близко к произношению слова «мир». Таким образом, вазы – это символы мира и гармонии, нераскрытых тайн мироздания, это знак Будды. Главным принципом ваз является отсутствие острых углов и ровных, резких линий. Именно в этих вазах отражается спокойствие и красота.

Формы ваз меняются, согласно моде и стилю архитектуры, но основная идея сохраняется – горлышко, основание, дно и ручки. У каждой эпохи также было своё представление о красоте ваз и своя практическая задача для них.

Следует отметить, что тип росписи, сюжеты, вид орнамента, и даже сами формы изделий несли не только декоративную нагрузку, не только были призваны украшать интерьер, они имели ещё и глубокий символический смысл. Символы, присутствующие на вазе, несут хозяину вазы добрые пожелания, силу, удачу и сопутствуют счастью и процветанию в жизни. Они расписаны благоприятными сюжетами на темы любви, изобилия, гармонии и здоровья. (смотри нашу следующую статью – "Символика цветочной живописи на китайских вазах")

Предназначение ваз и их формы

Китайские вазы изначально служили не только в качестве украшения, но и для хранения сыпучих и жидких веществ. Вазы использовали в качестве погребальных урн и сосудов для совершения сакральных обрядов. Лишь со временем они утратили утилитарные функции и превратились в предмет вожделения коллекционеров.

Существует около 20 различных форм ваз. 

Трудно точно сказать, что именно так привлекательно в формах китайских фарфоровых ваз. Однако с точностью можно утверждать, что человеческий глаз притягивают прежде всего идеальные пропорции, масштаб и симметрия. Ведь форма – это первое, что фиксирует мозг человека.

Недаром же формы китайских ваз не менялись последние 1000 лет.

Основные виды форм ваз Китая:

Сливовая ваза (по кит. «Мейпин»). Характерной чертой этой вазы является наличие невысокого узкого горлышка, которое словно шея опирается на широкие плечи основания. Высокое тело вазы сужается к небольшому круглому основанию. Они появились в Китае в 7-ом веке и использовались для хранения вина. В 10-ом веке их стали использовать как вазы для цветущих ветвей сливы. Позже такие сосуды утратили их функциональное назначение и превратились в декоративные предметы интерьера и у них появилась крышка.

          

2 старинные китайские вазы и Современное лимитированное изделие Майсенской мануфактуры, в которой используется форма Китайской сливовой вазы

Ваза в форме груши (по кит. «Yuhuchunping») изначально создана для хранения воды. В дальнейшем форма стала использоваться для хранения вина. Ещё позже к ним в качестве вариативной формы добавили ручки и носики.

          ​

Средняя из этих ваз выполнена на мануфактуре Майсен 

«Конг-образная» ваза (квадратная) является одной из самых старых форм. Их находили в гробницах при археологических раскопках, иногда расположенных вокруг тела. Первоначальное их значение и функция, правда, остаются неизвестными. Форма вернулась в моду фарфорового искусства в 18-ом веке и стала особенно популярной в 19-ом веке. 

Китайские старинные вазы квадратной формы

Двойная тыква или тыква горлянка. Такая форма, состоящая как бы из двух перетекающих друг в друга сфер, была «символом мира в мире». Ведь по китайским верованиям существовал мир в целом, и другой мир — высший, или как говорили китайцы «мир тыквенных небес». По приданию узкое горлышко тыквы было входом в потусторонний мир, в страну счастливых божественных существ. Такие вазы обладают магическими целебными свойствами и поглощают «отрицательную энергию». Они являются символами плодородия и удачи. Существуют образцы и виде трех сфер, перетекающих друг в друга. 

          

Первая из этих ваз выполнена на мануфактуре Майсен

Место китайских ваз в интерьере

Китайцы всегда с большим трепетом относятся к изделиям, созданным человеческими руками, рассматривая их как символ изящества и богатства, поэтому фарфор бережно устанавливали на небольшие резные деревянные подставки и размещали на полках-лесенках на стене, в шкафах. Большие вазы ставили прямо на полу у стен, поэтому появилось такое понятие, как напольные вазы.

В большом почете у дизайнеров парные вазы, которые помогают создать определённую композицию и организуют пространство. Часто парные вазы располагают симметрично.  Они могут быть одинаковыми или близкими по стилистике. У парных ваз обязательно должен быть единый связующий элемент. Это может быть фактура, рисунок, форма, наполнение. Заметим, что в данном случае симметрия в организации пространства выступает в качестве организующего элемента, создающего порядок. Парные вазы – это талисман, приносящий счастье, радость и умиротворение. Такие вазы призваны улавливать и накапливать позитивную энергию. Часто рекомендуют насыпать в эти вазы немного монеток, натуральных камней и прочие предметы, которые символизируют благополучие в доме.

Интерьерная ваза - это сосуд, где хранится «душа» вашего дома. Она оживляет интерьер и придаёт уют и комфорт. Считается, что вазы, имеющие широкую форму у основания и сужающиеся кверху, создают своеобразный резервуар для хранения положительной энергии.

Среди модных тенденций стоит назвать тенденцию ставить сразу несколько ваз рядом. Оптимальное число – три. Лучше, если вазы не будут одинаковыми, однако в композиции они должны смотреться гармонично вместе.

Совет по установке ваз в интерьере

Китайские вазы небольшого размера (до 40 см в высоту) хорошо смотрятся на полке, в углу, в пространстве, которое выглядит пустым. Маленькая изящная вазочка заполнит пустоту и поглотит негативную энергию. Для организации большого пространства следует разместить пару ваз симметрично или сгруппировать несколько ваз различной формы и цвета. Разбейте ритм, скомпоновав вазы различной высоты, или используйте подставку.

Большая китайская ваза (больше 40 см в высоту) заполняет пространство, не создавая беспорядка. Это хорошее решение для  декора больших комнат,  не загруженных мебелью и крупными предметами. Напольная ваза заполнит пустое пространство, создавая центр притяжения.

Декор синих оттенков на белоснежном фарфоре придаёт свежий, лёгкий вид комнате. Для более экзотического эффекта можно выбрать вазы, украшенные китайскими мотивами с изображением  дракона. Китайские драконы «добродушны», это символ положительной энергии Ян и императорской власти. Яркие, насыщенные цвета оживляют «скучные» области и создают контраст в интерьере.

Для достижения максимального эффекта наполните высокую напольную вазу высоким  тростником, бамбуком или перьями. Это добавит высоту, цвет и своеобразную привлекательность.

В статье использованы некоторые материалы сайта http://telo-v-delo.ru/dom/kitayskie-vazyi/