Гравюры, офорты и акватинты
Гравюра
Гравюра – это особый вид графического искусства, где изображение картины или рисунка достигается путём оттиска с клише, предварительно подготовленного гравёром на медной пластине. Сформировался такой вид искусства в период Ренессанса, где-то в конце 14-ого века. Хотя, на самом деле, сам принцип оттиска был известен с древнейших времён. Ксилография или гравюра на дереве использовалась ещё в 6 веке в Древнем Китае.
Гравюра на стали. Япония.
Гравюры бывают двух типов:
Гравюры высокой печати. К ним относятся ксилография, автоцинкография, линогравюра и высокая гравюра на металле. Такие гравюры создаются путём переноса изображения на бумагу с плоскости доски (металлической или деревянной). Это печать с рельефа, печатающие элементы которого с нанесённой краской выше пробельных мест. Изготовление печатной формы в этом случае сводится к тому, чтобы теми или иными способами углубить те места формы, которые при печати должны оставить бумагу белой.
Гравюры глубокой печати. К ним относятся разновидности техники офорта, такие как акватинта, лавис, резерваж, а также резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная гравюра и меццо-тинто. В данном случае краска будет переноситься из углублений штрихов. То есть при такой печати с выступающих мест краска, нанесенная на всю поверхность формы перед печатанием, стирается и остается только в углублениях.
Применение техники гравюры
Одним из самых первых применений гравюрного печатания было тиражирование игральных карт, изображения на которых имели достаточно замысловатые и сложные рисунки. Затем в середине 15-го века гравюра сыграла огромную роль в развитии книгопечатания и иллюстрационной печатной техники. Альфред Дюрер – нюрнбургский художник-гравёр - смог превратить в своё время гравюры в целое искусство.
Гравюра Альбрехта Дюрера на дереве
В 16-ом веке появилось и новое направление, предопределившее важную веху в развитии европейской гравюры — это было репродуцирование произведений живописи, поскольку главная функция гравирования – это возможность при помощи этой технологии тиражировать конкретный зрительный образ. Гравёр передаёт картину, как правило, только в двух красках, вызывая богатство светотени и особый колорит.
Гравюры и литографии – это разные вещи
Важно заметить, что иногда такие техники печатной графики как литография и шелкография ошибочно относят к гравюре. На самом деле они являются видами эстампа – плоской печати, но не гравюры.
Акватинта как разновидность офорта и её особенности
Офорт, как особая техника гравюрной печати, возник в 16-ом веке, в то время как акватинта появилась во Франции в 1760-ых годах. Среди первых, кто начал использовать акватинту, был француз Жан Батист Лепренс (1734-1781) – создатель знаменитых «Русских типов», а также Франсиско Гойя, использовавший её в своих «Каприччос». Распространение в Европе акватинта получила в 18-20-ых веках.
Из серии акватинт Жана Батиста Лепренса "Русские типы" и акватинта Франсиско Гойи из серии "Каприччос"
Акватинта (лат. aqua – вода и tinto – цвет, оттенок) – это разновидность офорта, она является одной из наиболее сложных и трудоёмких техник глубокой печати, или так называемой углубленной гравюры, позволяющая создавать тиражные рисунки с богатой тональной плоскостью, состоящей из мельчайших точек. Тираж штампа, изготовленного по методу акватинты, не слишком большой – около 250-500 экземпляров.
Гравюра, выполненная в технике акватинты
Материалом для создания такой авторской печатной формы, как акватинта, служит металл (главным образом, медь и цинк).
Метод акватинты, как и офорта, в отличие от гравюр, основан на процессе травления металлической доски кислотой через нанесённую канифольную или асфальтовую пыль. Чаще всего акватинта применяется в сочетании с офортом, которым обозначают контурные линии и мелкие детали изображения. Огромное количество таких работ, сочетающих офорт с акватинтой, выполнял Франсиско Гойя на рубеже 19-ого века.
Отличие офорта и акватинты (или гравюры глубокой печати) от гравюры высокой печати заключена в том, что краска на бумагу попадает именно с углублений на гравюрной доске, поскольку с непротравленных выпуклых частей краска удаляется перед печатанием.
Такое травление создает при печати эффект тонового рисунка, более всего при однотонной печати напоминающего гризайль. Дополнение акватинты к четкому, даже иногда резкому своими очертаниями чистому офорту, придает гравюре живописность и напоминает рисунок или акварель.
Процесс создания акватинты
Этапов в технике акватинты несколько, что позволяет получить на печати большое разнообразие оттенков одного цвета.
- Сначала гладко отполированная поверхность металлической доски покрывается порошком кислотоупорной канифоли, в некоторых случаях порошком асфальта, поваренной соли или сахара.
- При нагревании мелкозернистый порошок расплавляется и прочно прилипает к плоскости доски, образуя шершавое слегка выпуклое покрытие в местах нанесения.
- Затем поверхность металла между растекшимся порошком протравливают кислотой. Обрабатывается каждый участок, особенно где порошок застыл неравномерно.
- Далее пластина вынимается из раствора и опять покрывается канифольным порошком или подобными веществами. Так поэтапно выполняется гравировка. Чем дольше времени занимает обработка кислотой, тем глубже протравка. На этих местах рисунок получается более насыщенным и темным по тону.
Особые черты акватинты
Известны черно-белые и цветные акватинты.
Цветная гравюра Уго да Карпи "Диоген" и офорт Джеймса Клементса, акватинта Дж. Глид "Игра в шары" 19 век
Цвет и его интенсивность на гравюре зависят от глубины травления, величины крупинок порошка и плотности материала. Чем мельче порошок, тем нежнее и светлее будет оттенок краски в процессе печати. При печати акватинтовое травление создаёт эффект тонового рисунка, который прежде всего при однотонной печати напоминает гризайль. Благодаря этой трудоёмкой технике можно имитировать фактуру рисунка тушью, нанесённого пером, и акварельного рисунка. Внешние признаки получаемого рисунка на гравюре, характерные для водяной краски, и дали название манере.
Трансферная печать на основе техники акватинты
Трансферная печать на фарфоре английских мануфактур
Декорирование керамики при помощи гравюрной техники используется практически со времени изобретения фарфора в Европе. Оно приобрело популярность в качестве заменителя дорогостоящей ручной росписи и с целью тиражирования определённого рисунка. Такой фарфор стал более доступным для семей среднего класса. Такую технику называют и по сей день трансферной печатью. Очень часто её используют на производстве английского фарфора. Сначала изготавливали лист меди с гравированным рисунком. Затем как правило, синим пигментом заполняли выгравированные канавки в изображении. Бумагу для переноса изображения, которая напоминает папиросную бумагу, прижимали к меди и пигмент переносился на бумагу. Потом её прикладывали к неглазурованнной керамике, смачивали водой и подвергали обжигу, в процессе которого она сгорала, оставляя перенесённое изображение на изделии. Затем всё покрывалось тонкой прозрачной глазурью и снова обжигалось при большей температуре. В самом начале развития такой техники декорирования фарфоровых изделий использовался синий кобальт, в дальнейшем стали использовать зелёный, розовый, чёрный, коричневый. После 1848 года такие изображения стали делать трехцветными. А в дальнейшем для многоцветности использовали и ручную дорисовку и отделку золочением уже поверх глазури.
Использование техники акватинты на фарфоре Майсенской мануфактуры
Техника акватинты используется в росписи фарфоровых изделий на мануфактуре Майсен. Такая роспись наносится под глазурь синими кобальтовыми красками.
Работы мастеров Майсенской мануфактуры с использованием в росписи техники гравюрной печати акватинта.
На дне изделия, роспись которых выполнена в техники акватинты на мануфактуре Майсен, помечаются особым клеймом в виде надписи кобальтом слова Aquatinta.
Особое клеймо на изделиях Майсенской мануфактуры с росписью акватинта