КРАСОТА КИТЧА

Любая попытка понять искусство сегодняшнего дня не осуществима без такого явления как китч. Многие используют данное слово, но все ли так хорошо понимают, что же оно значит на самом деле.

Китч — это культурное и художественное явление, характеризующееся стремлением к поверхностной привлекательности, массовости и простоте, часто в ущерб глубине, оригинальности и эстетической ценности. Это понятие обычно ассоциируется с произведениями искусства, дизайна или массовой культуры, которые воспринимаются как сентиментальные, излишне упрощённые или избыточно украшенные.

Слово КИТЧ (kitsch) произошло от немецкого слова, которое переводится как «мусор, хлам, ерунда», оно имеет общий корень с немецким словом verkitschen, которое обозначает «удешевить» или «продавать дёшево» (в некоторых слэнговых словарях слэнг. «впаривать/впарить») и со словом kitschen, которое переводится как «халтурить, делать кое-как». И по понятным причинам благодаря такому происхождению негативные коннотации у данного слова всегда присутствуют, и мы четко понимаем, как и зачем создавались и создаются предметы в стиле китч.

В китче абсолютно отсутствуют такие понятия, которые применимы к высокому искусству – а именно, красота, эстетика, отбор, равновесие, гармония, стиль. Часто основной целью китча является привлечение внимания и показ социального статуса владельца.

Но не всё так просто и однозначно с китчем.

История термина и явления КИТЧ

Итак, данное явление возникло в конце 19-ого века как антагонист авангарду будучи неспособным выражать сложные или глубокие идеи. В 1920-ых годах термин китч стали применять к массовой коммерческой культуре, для обозначения низкопробных произведений искусства, созданных для массового потребления. То есть китч был намного понятнее, дешевле, проще, прозрачнее, на потребу.

Во второй половине 20-ого века понятие китч немного реабилитировалось благодаря развитию поп-арта, который возник как противовес абстрактному экспрессионизму, и стал использовать в своих рамках образы массовой культуры. 

На яркости и «безвкусице» стали нарочно делать акцент. Термин стал приобретать нейтральное и даже позитивное значение. В дизайне китч превратился из предмета презрения и насмешек в один из способов создать что-то новое, яркое, необычное, находящееся на грани общепринятого эстетического вкуса и гармоничного восприятия.

Таким образом, у термина «китч» сложилось 2 значения:

В своем негативном значении китч – это перенасыщение, бесконтрольная эклектика, безвкусица, халтура, пошлость, неуравновешенность, дисгармония, отсутствие чистоты стиля.

Китчем могут стать предметы, которые теряют свою уникальность, становятся частью массовой культуры. Например, картина Климта «Поцелуй» это настоящее искусство, а вот чашки, футляры для очков, кошельки и подушки с изображением «Поцелуя» Климта – это уже явление массовой культуры и проявление банального китча.

     

Допустимый осознанный уместный китч тоже существует. Но, чтобы он приблизился к искусству, нужно уверить зрителя в том, что он сделан максимально осмысленно и продуманно. Например, арт-объект Джеффа Кунса, представляющий собой собаку из скрученных воздушных шаров, но сделанный художником из стали с использованием современных технологий как монументальное произведение, можно отнести к уместному допустимому китчу. Такое произведение искусства соединяет в себе игровую простоту с роскошью. Его стоимость достигает миллионов долларов.

Основные характеристики китча:

  1. Сентиментальность. Китч часто апеллирует к простым и банальным чувствам, таким как умиление, ностальгия или патетика.
  2. Имитация. Он нередко заимствует стили и образы из высокоценимых культурных традиций, подражая им, но лишая их глубины и оригинальности.
  3. Доступность. Китч ориентирован на массовую аудиторию, часто лишён сложных символов и интеллектуального подтекста.
  4. Избыточность. Чрезмерное украшение, перегруженность деталями и использование ярких цветов или материалов, например, блеска, имитации позолоты, перламутра, стразов.
  5. Коммерциализация. Произведения китча нередко созданы для быстрой продажи, что подчёркивает их связь с массовой культурой и потребительством.

Примеры китча:

Декоративные элементы: фарфоровые фигурки ангелов, садовые гномы и многое другое

     

     

Картины и постеры: репродукции популярных картин (например, романтизированные закаты, портреты животных в сентиментальном стиле).

          

Интерьер: чрезмерное использование «роскошных» материалов (золото, мрамор, бархат) в неуместных комбинациях.

Современное восприятие китча:

В XXI веке китч приобрёл неоднозначную репутацию. С одной стороны, он всё ещё ассоциируется с плохим вкусом, с другой — его часто используют в ироничном или пародийном ключе.

Сегодня китч продолжает быть важной частью культурного ландшафта, однако его восприятие и роль существенно изменились. Если в прошлом китч часто осуждался как символ безвкусицы и упадка, воспринимался как «низкое» искусство, то в современной культуре он становится «другим» выражением индивидуальности, иронии или протеста против строгих канонов эстетики, объектом переосмысления красоты и даже частью модных трендов. Это делает его универсальным инструментом и неизменной частью современной культуры.

Когда мы говорим о китче, надо, конечно же учитывать и то, что бессмысленность порой в искусстве придаёт произведениям ценность и значимость. Глубокое желание современных людей неглубоких вещей и смыслов порождает подобные явления, как китч. Кроме того, яркий мир сам по себе порождает китчевые вещи. Мы живем в мире перебора, а искусство борется за внимание к себе.

Отношение людей к китчу

Людей привлекают в китче свобода самовыражения, открытость для экспериментов и смелость в сочетаниях, казалось бы, несочетаемого. И в данном ракурсе стоит назвать хотя бы несколько представителей данного направления в искусстве.

Джефф Кунс — один из самых известных современных художников, который активно использует эстетику китча в своем творчестве. Его работы часто вызывают полярные оценки: одни называют их гениальными, другие считают воплощением безвкусицы. Однако его искусство исследует границы между высоким искусством, массовой культурой и коммерцией.

Кунс не отвергает связь своих работ с китчем. Он утверждает, что его работы направлены на разрушение границ между высоким и низким искусством. Он видит красоту в том, что китчевое искусство может вызывать эмоциональный отклик и быть доступным для широкой аудитории. Отклик может быть как демотивирующим, то есть его искусство может заставить человека почувствовать себя неуверенным в собственных представлениях, в своей истории, знаниях, в самих себе, вызвать у них протест, несогласие, критику, или же наоборот, способствовать приобретению уверенности в понимании, что они и есть совершенство, которое может только расширяться за счет безграничных горизонтов искусства.

Однако это также часть его стратегии — провокации и игры с восприятием зрителей, коллекционеров и критиков. Китч в его исполнении становится инструментом исследования современного общества, которое часто путает внешнюю привлекательность с глубокой ценностью

Как Кунс связан с китчем?

Темы и образы:

Кунс использует повседневные объекты, игрушки, рекламные образы и массовые символы. Например: Скульптура «Щенок» (Puppy) — гигантская фигура щенка, покрытая живыми цветами, напоминает садовых гномов, ассоциирующихся с китчем.

Серия «Celebration» включает яркие и блестящие образы подарков, воздушных шаров и других праздничных элементов, которые апеллируют к массовой сентиментальности, детским эмоциям, ностальгии.

     

     

     

Сентиментальность и простота:

Работы Кунса часто выглядят яркими, жизнерадостными и лишёнными сложного содержания на первый взгляд.

Материалы и техника:

Кунс применяет блестящие поверхности (нержавеющая сталь, покрытая краской) и яркие цвета, что делает его произведения визуально привлекательными и «глянцевыми», как китчевые предметы массового производства.

Ирония:

В отличие от традиционного китча, Кунс использует эстетику с осознанной долей иронии. Его работы одновременно восхищаются массовой культурой и подвергают её тонкой критике, заставляя зрителя задуматься о ценности искусства, вкусе и коммерциализации.

Известные работы:

«Balloon Dog»

Гигантская скульптура в форме собаки, напоминающая фигуры, сделанные из воздушных шариков. Она соединяет игровую простоту с роскошью (стоимость работы достигает десятков миллионов долларов).

«Michael Jackson and Bubbles»

Скульптура, изображающая Майкла Джексона с его обезьянкой в стиле позолоченной фарфоровой статуэтки — классический пример китча, переосмысленного через масштаб и контекст.

«Pink Panther»

Изображение популярного анимационного персонажа с элементами эротики, пародирующее массовую культуру.

Клемент Гринберг (Clement Greenberg) — влиятельный американский арт-критик XX века, который ввёл понятие "китч" в контекст искусства и культурной критики. Он противопоставил китч авангарду, считая первое символом упадка массовой культуры, а второе — выражением подлинного художественного прогресса.

Китч по Клементу Гринбергу

Гринберг впервые подробно раскрыл свою концепцию китча в эссе «Авангард и китч» (1939). В этом тексте он утверждал, что китч является продуктом индустриального общества и массовой культуры, созданным для удовлетворения простых, стандартизированных вкусов широкой публики. По его мнению, раньше культура и искусство в их самом высоком смысле были доступны только для людей грамотных – которые умели читать и писать. Со временем, когда в города стали переселяться люди из деревень и сёл, культура «опопсилась». Эти люди, видя, как всё устроено у богатых горожан и не совсем понимая, зачем это нужно, ответили китчем – предметами, которые больше существовали для статуса, нежели несли в себе како-то глубокий культурный, а тем более художественный смысл, предметами, которые должны были быть чуть лучше, чем у соседа.

Основные положения его взгляда на китч:

  • Китч как противоположность авангарда. Авангард стремится к исследованию новых форм, инновациям и интеллектуальной глубине..Китч, напротив, предлагает упрощённые, поверхностные формы искусства, которые легко воспринимаются и предназначены для массового потребления.
  • Природа китча. Китч «крадёт» формы и образы из высокоценимого искусства, но использует их для создания эстетического продукта, лишённого содержания. Для него характерна подмена искреннего выражения механическим подражанием.
  • Причины появления китча. Гринберг связывал возникновение китча с развитием индустриального общества, урбанизации и массового производства. Он утверждал, что китч стал неизбежным спутником общества, в котором люди, перегруженные повседневными заботами, стремятся к лёгким и понятным видам искусства.
  • Китч как инструмент манипуляции. Китч, по мнению Гринберга, часто используется властями или коммерческими структурами для манипуляции массами. Он апеллирует к эмоциям, отвлекая людей от критического мышления.

Противопоставление авангарда и китча:

Авангард

Китч

Стремление к инновациям

Подражание и стандартизация

Интеллектуальная и эстетическая сложность

Простота и доступность

Критическое отношение к традициям

Эксплуатация традиционных форм

Создаётся для ограниченной аудитории

Ориентирован на массовую аудиторию

Современное значение:

Идеи Гринберга о китче остаются актуальными для анализа массовой культуры и искусства. Хотя его жёсткое противопоставление авангарда и китча в современной культуре подвергается критике за элитарность, оно служит отправной точкой для обсуждения влияния массовой культуры на искусство и общественное восприятие эстетики.

Галерея