Символика цветочной живописи на Китайских вазах
Известно, что на Европейских мануфактурах по производству фарфоровых изделий, главное вдохновение скульпторы и художники черпали из форм и росписи восточного фарфорового искусства. Китайские вазы, которые поступали в коллекционные собрания великих царственных особ Европы, стали прототипами для первых фарфоровых изделий Майсенской мануфактуры и до сих пор являются источником вдохновения для современных мастеров Meissen.
Особенности восприятия мира в восточной культуре и основные черты китайской живописи
Основа культуры Китая - целостное представление о мире, в котором тесно переплетены между собой философские учения, мифы и легенды, реальные исторические события и персонажи с волшебными и мифическими существами и явлениями, а человек рассматривается непременно в неразрывной связи и единстве с природой.
Как правило, в живописи китайских ваз использовались элементы растительного мира, животного и сценок из человеческой жизни. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением.
Как правило, китайская живопись отличалась не наличием цвета в росписи, а необыкновенной манерой использования большого количества отрывистых линий, точек, мазков, поскольку китайская живопись неразрывно связана с каллиграфией. Для китайских художников важно не точное копирование реальных объектов, а их символическое значение.
Китайская живописная работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, написанные каллиграфией. Поэтому говорят, что европейцы рисуют, а китайцы пишут картины, европейцы рассматривают картины, китайцы же их читают.
В эпоху Мин - золотой век китайской живописи - огромную популярность приобретают изображения животных и растений, обладающих символическим смыслом. Таким образом, часто изображая что-либо, китайские художники закладывали в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особенно часто. Так, например, изображение гор и воды являет собой взаимодействие активной мужской силы «Ян» и пассивной женской - «Инь». Или например, изображения различных растений и животных становятся носителями символов и образов.
Цветы в китайской живописи
Орхидея, бамбук, хризантема, и слива мэй-хуа – основные растения, которые изображались на вазах. Эти четыре цветка считаются благородными растениями в Китайской культуре. Именно эти растения согласно китайской традиции обладают качествами благородного человека.
Орхидея
Орхидея – это нежный цветок ранней весны, поэтому она становится олицетворением весны, чистоты помыслов и благородства. И кроме того, это символ женского начала и красоты. Орхидея это символ покоя, нежности, утончённости и скромности. В Древнем Китае орхидея высоко ценилась учёными мужами, и до сих пор этот цветок считается знаком благородного учёного. Подарить вещь с изображением орхидеи – значит пожелать рождения сыновей с высокими умственными способностями.
Бамбук
Бамбук считается символом непреклонного характера, поскольку это многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочное и устойчивое к внешним воздействиям.
Бамбук ассоциируется с долголетием, стойкостью к невзгодам. Примечательно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности.
Хризантема
Хризантема. Этот стойкий к морозам цветок, который украшает собой сады до поздней осени и продолжает цвести зимой, как бы бросая вызов зиме, символизирует бодрость духа и долголетие. Глубокой осенью, когда лепестки почти всех цветов уже осыпались, хризантема начинает пышно расцветать, не страшась никаких холодов. Хризантема - прекрасна, целомудренна и скромна, она является воплощением торжества, спокойствия осени, и воплощает в себе женское начало «инь». Месяцем хризантемы является октябрь. Образ цветка связан с урожаем, богатством и изобилием. Археологами было найдено первое изображение хризантем на китайском фарфоре, который был изготовлен 2500 лет назад. В Китае известно около 3000 сортов хризантем.
В Китае получил распространение обычай дарить друг другу на праздники жёлтые хризантемы — олицетворение безоблачного счастья.
Цветы дикой сливы
Цветущая дикая слива (сакура) ассоциируется с чистотой помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию и стойкостью к невзгодам судьбы. Слива живёт долго, иногда по 100 лет. Дикая слива, как и все лиственные деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются.
Сливе было посвящено целое отдельное направление в живописи.
Цвести дикая слива мэй-хуа начинает, когда еще холодно, очень красивым и нередким является цветение дикой сливы в снегу. Поэтому, неудивительно, что мэй-хуа символизирует зиму и стойкость.
Ветви сливы напоминали китайцам дракона, а молодые побеги сравнивали с железными прутьями клетки. Получалось, что это был укрощенный дракон.
Другие цветы в живописи
Четырьмя благородными цветками китайская живопись конечно же не ограничивается.
Цветы лотоса
Лотос
Лотос является самым древним и самым загадочным цветком. Летом, в пору цветения, лотос можно встретить почти в каждом парке столицы Китая. Лотос считается священным растением в этой стране. Он олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. Лотос считается символом лета и месяца август.
Изображение лотоса используется в фэн-шуй для создания уютной и спокойной обстановки в доме и для пробуждения духовного сознания.
Строение лотоса отражает взаимодействие мужского и женского начала, поэтому он связывается с плодородием, следующим поколением и зарождением новой жизни.
Китайцы верят, что лотос растёт в раю, на небе, и он почитался как священное растение ещё до распространения буддизма, с которым он очень тесно связан – ведь это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ила.
Этот цветок олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой (слова «соединение» и «лотос» в китайском языке звучат абсолютно одинаково). Кстати эти удивительные нежные растения занесены в Красную книгу.
Рисуя цветок лотоса, китайские художники рассказывают о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.
Цветы пиона
Пион
В 1903 году пион был провозглашен национальным цветком Китая. В древности пионы выращивали исключительно в императорских садах и в домах богатых чиновников, а чтобы насладиться красотой их цветения, знать надевала самые торжественные наряды, чтобы пройти в парк с пионами, где проводилась целая церемония. Поливать пионы доверялось только самым красивым и целомудренным особам с бледным лицом, ухаживать за цветами могла только самая красивая девушка при императорском дворе. Пионы всегда считались знаками аристократизма, высокого положения, знатности, достоинства, богатства, процветания и славы.
Кроме этого, пион является символом весны, поскольку он зацветает в начале апреля, когда не цветёт ещё ни одно другое растение. Очень часто в росписи рядом с пионами появляется изображение бабочки, поскольку аромат бабочек всегда привлекает насекомых и прежде всего бабочек. Пион в таком случае становится символом женского начала, а бабочка – мужского. Пионы символизируют пылкую страсть и неугасающую любовь.
Азалия
Астра Вьюнок
Азалия олицетворяет женскую грацию. В некоторых случаях она может являться символом больших способностей человека. Порой цветок азалии ассоциируется с тоской.
Астра выступает образцом элегантности, очарования, скромности, и смирения.
Календулу в Китае зовут «цветком десяти тысяч лет», она является символом долголетия.
Образ вьюнка связан с любовью и браком, зависимостью. Но при этом он может служить символом рассвета, обозначать нечто преходящее.
Ирис Камелия
Глициния
Ирис олицетворяет грацию, изящество, нежность и красоту в одиночестве.
Камелия символизирует здоровье, силу тела и силу духа. Этот цветок также называют «героем сражений».
С образом мака в Китае связывают уход от дел, отдых, но вместе с тем и успех. Мак как источник опиума наделяется совершенно иными значениями, олицетворяет распад и зло.
Цветы глицинии, воплощая в себе чистую энергию инь, ассоциируются с женской красотой.
Магнолия Лилия
Цветы персикового дерева Китайская роза
Магнолия так же считается символом женственности и красоты. Кроме того, она олицетворяет семейное счастье. В древности только императорам и членам императорской семьи разрешалось выращивать магнолии.
Лилия наделяется особыми качествами. Считается, что цветы лилии помогают забыть неприятности и развеять печаль. Кроме того, существует поверье, что лилия приносит сыновей. Поэтому его часто дарят замужним женщинам. Ещё одно символическое значение лилии — единение и дружба.
Нарцисс в Китае символизирует женскую преданность, чистоту, влюблённую пару и счастливый брак. Изображение чаши с нарциссами означает пожелание неувядающей жизни, любви, счастья и мира. Также этот цветок является символом Нового года. Цветение нарцисса под Новый год считается в Китае добрым знаком, обеспечивающим счастье в наступающем году. Поэтому в Китае распространён обычай перед Новым годом выращивать нарциссы. Китайцы заранее приносят в дом проросшие луковицы нарциссов, сажают в красивые плоские вазочки с водой, стараясь подгадать, чтобы цветы расцвели именно к празднику.
В Китае очень ценятся цветы персикового дерева, являющиеся символом брака. Считается, что они обладают силой приворота мужчин. Даосские любовные заклинания предполагали использование цветов и лепестков персика. Размещение в доме картины с изображёнными на ней цветами персика способствует вступлению в брак. Также персиковые деревья символизируют наступление весны, именно в это время на их ветвях распускаются цветы.
Роза, королева цветов в западном мире, в Китае приобретает иное значение. Образ розы связан с молодостью, но не является символом любви. Китайская роза — это благоухание, сладость в запустении, процветание. Отдельным значением наделяется чайная роза жёлтого цвета. Она символизирует победу. И именно такая роза является эмблемой Пекина, столицы Китая.
Образцы китайской росписи до сегодняшнего дня служат огромным источником вдохновения для украшения ваз европейских производителей фарфоровых изделий. На Майсенской мануфактуре художник Гёрольд в начале 18-ого века пробовал перенести на изделия из фарфора множество сюжетов китайской росписи. Стиль такого декорирования назывался "шинуазри". Цветочная живопись сохранила своё символическое значение и по сей день.