Невероятный мир художника Адама Фридриха Левенфинка

Многие росписи фарфоровых изделий Мейсен 18-ого века являют собой своеобразное путешествие в страну Востока, квинтэссенцией которого для просвещенных европейцев стал Китай. Для Европы это была не просто страна, а просто рай земной, где все только и делают, что пьют чай, дрессируют белок, в то время как слуги отгоняют веерами мух, а прелестные восточные женщины наигрывают что-то мелодичное на диковинных музыкальных инструментах. 

   

Фарфоровое производство предоставило самые многочисленные забавные образцы стиля „шинуазри“. Китай и его культура были неисчерпаемым источником вдохновения для мастеров Майсенской мануфактуры, которые старательно перерисовывали из сборников с образцами замысловатые фигурки в широкополых плоских шляпах и халатах с длиннющими рукавами, кокетливых красоток под зонтиками, фениксов, драконов, журавлей, отчаянно путая империю мандаринов с Японией, Индией, Турцией, Африкой и даже Северной Америкой - все равно, как говорится, экзотика.

В истории Мейсенской мануфактуры значительную роль сыграло имя художника Адама Фридриха фон Левенфинк, который родился в 1714 году. С 13 до 22 лет работал подмастерьем на Мейсенской мануфактуре в мастерской Иоганна Грегориуса Херольда. Затем отправился странствовать по Европе, работая на фарфоровых и фаянсовых мануфактурах разных стран, и в итоге стал директором одной из них – Hoechst (1746 год – третья фарфоровая мануфактура в Европе), которая первоначально подражала по декоративному оформлению мейсенскому фарфору. Он слыл непревзойденным мастером в изображении неведомых фантазийных зверей и птиц. Тарелки с парнокопытными очкастыми собаками и прочей нечистью из уникального "Сервиза с черными и золотыми полосками" (около 1735 года) (предметы их этого сервиза принадлежали в свое время нефтепромышленнику и коллекционеру Л.К. Зубалову (1853-1914)) выставлены на сегодняшний день в Эрмитаже и являются крайне ценными экспонатами.

   

Левенфинк отличался кроме свободы фантазии, свободолюбием и своенравием.

К сожалению, он рассорился с мейсенским руководством будучи недовольным с рабочими условиями мануфактуры, и ушел в 1736 году. Все же сумел оставить на фабрике после себя целый полк учеников и подражателей. Кто-то из них, сворее всего, и расписал пару чаш из сервиза барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена. И как знать, может быть свои правдивые рассказы он выдумывал, глядя на такую вот пурпурную винторогую борзую. Да и сюжет сказки "Турандот" Карло Гоцци 1761 года наверняка берет свои истоки из какой-нибудь мейсенской кофейной чашечки в китайском стиле.

   

Адам Фридрих фон Левенфинк (1714--1754) был знаменит тем, что с легкостью комбинировал европейские и дальневосточные пейзажные мотивы, сцены охоты, не задумываясь, помещал рядом экзотических китайцев и европейских торговцев и выдумывал удивительных сказочных животных.

      

Картины Лёвенфинка характеризуются контрастным контуром, четкой прорисовкой и контрастным цветом внутренней поверхности рисунка. Герои его картин обладают невероятным гротеском и полны страсти и динамики. На сегодняшний день мануфактура смогла сохранить около 200 вариантов его росписи. Современное направление мануфактуры, связанное с женскими и мужскими аксессуарами, а также с элементами интерьера, активно используют знаменитые первые росписи Левенфинка, на которых зиждется весь особый майсенский стиль декорирования фарфоровых изделий в стиле «шинуазри».

   

   

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

Галерея