Вклад Эрнста Августа Лейтерица в развитие Meissen

В 2018 году мануфактура Майсен отмечает 200 лет со дня рождения выдающегося директора фабрики середины 19-ого века и знаменитого скульптора Эрнста Августа Лейтерица, который сильно повлиял на стиль и формат Майсенских изделий своего времени, придав им уникальный вид, особую пластику и необыкновенный шарм.

Как правило, в жизни каждого конкретного человека есть некоторые ключевые моменты, опыт, которые могут координально поменять весь дальнейший жизненный путь, мировоззрение и даже творческое направление. Для Лейтерица таким решающим событием в его жизни было посещение Всемирной Выставки в Лондоне в 1851 году, которое стало местом встречи для мануфактур-лидеров, демонстрирующих новшества и развитие технологий, дизайна и стиля. С выставки в Лондоне Лейтериц взял некоторые идеи за основу для своей собственной коллекции новых форм.

К тому периоду Лейтериц уже 2 года как возглавлял отдел дизайна на мануфактуре Майсен. В первой половине 19-ого века Майсен потеряла некоторый творческий импульс, развитие художественного стиля сильно пострадало, не было творческих идей, поэтому Лейтериц начал свою политику управления с того, чтобы вернуться к некоторым формам прошлого, а именно, к формам, завещанным мануфактурой ещё с 18-ого века. Он пересмотрел огромное количество работ 18 века и адаптировал их к новым тенденциям своего времени. Этот период творческой волны Майсен назвали историзмом, или вторым рококо. Однако это нельзя назвать определённым новым стилем – скорее это можно назвать словом эклектизм, когда смешивались стили разных эпох даже в пределах одной скульптурной композиции.

Лейтериц возглавлял мануфактуру на протяжении 37 лет – с 1849 по 1886 год. Но прослужил мануфактуре намного дольше, поскольку начал работать при ней еще с 1836 года. В дальнейшем он учился в Академии Искусств в Дрездене. В архиве мануфактуры хранится около 320 наборов моделей под именем выдающегося скульптора и художника. Среди них появились вазы, фарфоровые рамки для зеркал, канделябры и различные фигурные композиции.

Большая часть фигуральной пластики Лейтерица повторяла монументальные образы в камне и бронзе, то есть стала миниатюрной версией всем известных скульптур, бюстов и памятников.

Он также стал создателем невероятно красивых форм сервизов B-form и X-form в целях удовлетворить вкусам амбициозного буржуазного общества своего времени. Эти сервизы до сих пор считаются классикой в сервировке богатых застолий.

Лейтериц в том числе сильно повлиял на декоративную сторону фарфорового искусства, а именно привнес некоторые новые идеи в плане технологии росписи. Например, мануфактура Лимож дала толчок к развитию такой техники росписи как «пате-сур-пате», когда рисунок наносится множеством слоёв тонкого жидкого фарфора на кобальтовый фон изделия. Лейтериц ввёл данную технику в процесс производства Майсенских изделий. С того времени роспись регулярно появлялась на избранных произведениях искусства в числе коллекционных изделий из лимитированных серий вплоть до сегодняшнего времени. В современной время только один мастер на мануфактуре владеет этой сложнейшей техникой!

В результате активной деятельности Лейтерица ни одна Мировая Выставка больше не проходила без участия Майсенской мануфактуры.

Мануфактура Майсен впервые приняла участие в выставке мирового значения в Париже в 1855 году. К этому событию Лейтериц создал одно из самых знаменитых своих изделий, которое вошло в историю фарфорового производства – ваза с ручками в виде змей в стиле Ампир. Форма вазы была выполнена в классическом стиле Античности с гладкими обтекаемыми очертаниями амфоры. Данная ваза Лейтерица стала визитной карточкой мануфактуры Майсен. Она, также ка и кратерная ваза и в современное время пользуются большим спросом и становятся для многих художников-фарфористов великолепными «холстами» для различных дизайнов росписи.

   


Эрнст Август Лейтериц стал главной фигурой на мануфактуре, кто принимал активное участие в создании новых шедевров для успешного участия в дальнейших выставках в Вене, Лондоне, Чикаго. Благодаря этому мануфактура снова вышла на должный уровень и заслужила достойную репутацию. Эта новая слава конечно же смогла помочь поднять экономический уровень мануфактуры. Кроме этого успех поспособствовал новому всплеску творческих идей. Исключительные произведения искусства Майсен привлекли внимание очень требовательных и утончённых покупателей, что заставило в очередной раз уделить особое внимание к непревзойдённому качеству своих работ.

Эрнст Август Лейтериц по праву остался в истории Майсен одной из самых выдающихся фигур. Мануфактура многим обязана его идеям, его творческому и экономическому продвижению Meissen. Благодаря таким людям шедевры фарфорового искусства становятся бессмертными.

Галерея