Кубок Клеменса Августа
Лимитировано 5 штук в год
На этом великолепном кубке мы наблюдаем сцену, которая действительно происходила 27 октября 1739 года. Во время охоты, курфюрст и архиепископ Кёльнский Клеменс Август Баварский (1700-1761 гг) стал свидетелем курьезного происшествия: собачья стая, возбужденная погоней за оленем, загнала его на крышу хлева, где он и был пойман. Клеменс Август пожелал увековечить эту сцену.
Курфюрст и архиепископ Кёльнский Клеменс Август Баварский
Его архитектор Иоганн Конрад Шлаун (Johann Conrad Schlaun) сделал несколько эскизов для возможного будущего изделия. Один из таких дизайнов предполагалось должен был украсить камин в замке Клеменса Августа. Каким-то образом один из эскизов попал на мануфактуру Meissen, и видимо, не случайно, ведь за такую сложную работу могли взяться только её мастера. Скульпторы Иоганн Йоахим Кендлер и Иоганн Якоб Эдер взялись за выполнение заказа. Создание модели кубка было датировано 1741 годом.
Кубок был очень сложным с точки зрения его создания, и очень дорогим. В то же время он был очень хрупким, поскольку в нём было очень много мелких деталей. Долгое время считалось, что фрагменты оригинального кубка Клеменса Августа сохранились и содержаться в замке Брюля в качестве реликвии. Однако в 90-ых годах 20-ого века было выяснено, что на самом деле это были фрагменты не оригинального кубка.
Саксонский курфюрст Август Сильный также был таким же страстным охотником, так что приказал изготовить для себя еще один экземпляр, который постигла та же участь – его не удалось сохранить до наших дней.
Данная ваза-кубок была впервые воссоздана в 1924 году скульптором Эрихом Хёзелем. Идея для возрождения утраченного и забытого изделия мануфактуры Meissen была предложена немецким историком искусств Эдмундом Ренардом. В архиве было найдено 69 форм различных частей Майсенского шедеврального изделия. С помощью этих остаточных гипсовых форм, подробных описаний и сохранившихся фарфоровых фрагментов модели 1741 года Хёзель попытался восстановить изделие как можно ближе к оригиналу. К сожалению Хёзел не был охотником. Видимо, именно этим объясняются некоторые достаточно грубые ошибки в сцене охоты, как например, попирающая ногой оленя фигура охотника с горном. В исторической сцене охоты Клеменса Августа именно собаки загнали оленя и убили его. А наступить ногой на добычу по правилам охоты мог только тот, кто повергнул зверя.
В последующие годы было найдено несколько экземпляров, которые сейчас хранятся в основном в музеях. Например, в 1957 году публике было представлен кубок из коллекции семьи Ротшильдов. А в 1974 году проявилось ещё одно антикварное изделие, когда Лесли и Эмма Шифер передали свою коллекцию фарфора Музею Искусств в Нью-Йорке. Третий такой кубок был продан на аукционе Сотбис в 1979 году. Во всех трёх кубках есть незначительные отклонения от оригинала. Предположение, которое делают учёные, заключается в том, что скорее всего при создании изделия было сделано сразу 3 варианта. Как правило, с самыми сложными моделями поступали именно так, на случай если во время обжига произойдёт деформация изделия.
Неизвестным фактом также остается, был ли расписан оригинальный кубок. Обнаруженные антикварные изделия, описанные выше, были расписаны, при чём по-разному.
На сегодняшний день кубок изготавливается на мануфактуре Майсен лимитом в 5 штук в год. При работе используются формы 1924 года. Однако в связи с допущенными Хёзелем ошибками, кубок снова стали подвергать изменениями с каждым разом, когда узнавались все новые и новые данные относительно оригинального изделия. В связи с тем, что на Майсен всю работу производят вручную, иногда на стадии сборки изделия снова вносятся минимальные изменения в позиции мелких деталей. В 1995 году окончательно были приняты все изменения относительно сомнительных форм и частей изделия.
Тема охоты очень часто изображалась в фарфоре мануфактуры Майсен. Например, вазы, исполненные в 1739 году по заказу Августа III для охотничьего замка Губертусбург. Во времена правления Августа Сильного и его сына охота была возведена в своего рода особый культ.
Охотничьи сценки пользовались большим спросом у покупателей и заказчиков в том числе и на посуде. И даже в современное нам время интерес к теме охотничьего мастерства не угас. Например, в 1973 году Людвиг Цепнер разработал сервиз со стилизованным особым декором в комбинации подглазурной и надглазурной росписей.
Охотничий сервиз Людвига Цепнера
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках