История мануфактуры Meissen и особенности фарфорового производства

Архив Майсенской мануфактуры
В истории мейсенского фарфора можно накопать несметные сокровища, она состоит из множества различных значимых исторических вех.
Не сожалейте о разбитом фарфоре – это может стать началом чего-то нового
В немецком языке есть замечательное выражение, которое используется тогда, когда кто-то хочет попросить другого человека быть более осознанным, серьёзным или относиться к чему-то с большей осторожностью, как к драгоценному фарфору, который так цениться в Европе, и в частности, в Германии. Она звучит как «Vorsicht ist die Mutter der Porzellankiste!».
Сундук для драгоценностей от Meissen (JEWELLERY CHEST)
Этот потрясающий сундук для драгоценностей был впервые представлен мануфактурой Майсен на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году среди достаточно большого количества других уникальных работ. Своим роскошным видом и богатством декора, ослепительным мастерством, непревзойдённой техникой исполнения, многообразием деталей, своей неповторимостью и грандиозностью он незабываемо поразил публику, которая смогла посетить выставку.
Кружевницы
Среди коллекционеров фарфоровых статуэток большую популярность имеют женские фигурки с кружевными юбками в мелкую дырочку. Это - балерины, танцовщицы, роскошные дамы в пышных кружевных нарядах у пиано, с арфой, на балу или на светских встречах, галантные кавалеры с кружевными манжетами и воротничками.
Vide-poche
История предметов с таким названием прослеживается ещё с 19 века. В переводе с французского это словосочетание обозначает «пустой карман».
Майсенский Архив Форм
Предлагаем вам с помощью нашей статьи и фотографий виртуально познакомиться с одним из самых священных мест мануфактуры Meissen. Мы приглашаем вас во внушительный архив пресс-форм, используемых мастерами фарфорового искусства при создании своих шедевров.
Global Influence
Global Influence – это название одной из самых влиятельных тенденций в дизайне интерьера 2021 года. Благодаря влиянию множества глобальных мировых трендов и стилей, она нашла своё место в интерьере множества домов и отразила человеческую страсть к путешествиям.
Художественная Школа при Meissen
Успех мастерства художников Майсенской мануфактуры начинается со Школы Изобразительных Искусств, без прохождения которой ни один новый художник фабрики не допускается к изделиям, входящим в лимитированные коллекции, или к изделиям, допускающимся к продаже.
Развитие цветочной живописи по фарфору на мануфактуре MEISSEN
Как и многие другие стили росписи, декор в виде цветов и растений на изделиях мануфактуры MEISSEN зародился в начале 18-ого века под влиянием Китайского фарфора, украшенного изображениями цветов и плодов. Одним из примеров может служить декор с живописными цветочными мотивами на восточный манер под названием «Индийские цветы», впервые созданный в 1720 году. Подобно своему китайскому прототипу, на котором они основаны, картина богата символическим значением и сакральным смыслом, связанным с природой и плодородием.
ТЕХНОЛОГИИ ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ФАРФОРА (PÂTE-SURE-PÂTE, ЛИМОЖСКАЯ ТЕХНИКА, SPRIGGING, ФАНОЛИТ)
В 1849 году на Севрской фарфоровой мануфактуре во Франции была разработана техника декорирования фарфоровой поверхности под названием «pâte-sure-pâte», что буквально переводится как «слой за слоем». Её изобретатель Луи Роберт (Louis Robert). Художник - керамист Марк Луи Солон (Mark Louis Solon, 1835-1913) смог в дальнейшем усовершенствовать технику, он использовал её для имитации в фарфоре античных камей, а затем внедрил на фабрике Minton в Стаффордшире, Англия.
Обезьяний оркестр и его подделки
Обезьяний оркестр является самой знаменитой коллекцией фигуральной пластики 18-ого века – она считается определённой визитной карточкой мануфактуры Майсен. В связи с её популярностью многие мануфактуры пытались повторить, скопировать или сделать подобные коллекции обезьянок, одетых в одежды 18-ого века.
MEISSEN Collage
Эклектику часто обвиняли в отсутствии вкуса. Это направление в искусстве отвергало всяческие каноны традиционных стилей, и являлась свежим, как сегодня сказали бы, креативным движением, когда смешивались разные стили, но с общим продуманным идейным решением.
Центральное украшение из Лебединого сервиза Майсенской фарфоровой мануфактуры в 2020 году получило вторую жизнь
Лебединый сервиз - самый грандиозный проект мануфактуры Майсен.
В 18-ом столетии между в 1736-1742 годах на Майсенской Фарфоровой мануфактуре был создан один из самых больших сервизов в истории человечества. Он состоял из более, чем 2200 предметов, был рассчитан на приём из 100 человек
Кратерная ваза Майсенской мануфактуры стала исторической иконой искусства живописи по фарфору в Саксонии. (Meissen Icon Project)
Данная ваза Майсенской мануфактуры поистине представляет собой шедевр! На изготовление такой уникальной вазы ушло около 9 месяцев.
Василий Кандинский и MEISSEN
Среди изделий Майсенской мануфактуры, которые вошли в лимитированную коллекцию 2019-2020 на Вернисаже в сентябре, было представлено несколько предметов с оригинальной, выдержанной в определенном стиле классического авангарда, росписью.
Глазурование фарфоровых изделий
После бисквитного/утельного обжига пористый матовый фарфор погружают в ванну с глазурью розоватого цвета. Надо заметить, что глазурь Майсенской мануфактуры также имеет особый неповторимый рецепт своего состава. Перед покрытием глазурью фарфоровое изделие может быть расписано подглазурными особыми красками, которые проявляются при втором политом обжиге.
Процесс создания фарфоровых изделий
Все фарфоровые изделия Meissen состоят из множества отдельных деталей, форма которых создается тремя способами: на гончарном кругу, выливанием в форму, формованием либо в форме, либо вручную.
ЛАБОРАТОРИЯ РОСПИСИ MEISSEN
Данная часть мануфактуры Майсен отвечает за разработку и производство подглазурных и надглазурных красок, используемых для росписи фарфоровых изделий. Этот отдел начал свою работу ещё в 1720 году. Meissen была единственной мануфактурой, которая имела собственную химическую лабораторию по производству красок.
«Белое золото»
Со времени изобретения европейского фарфора в начале 18 века он стоил на вес золота. Существуют даже упоминания, что осколки фарфора оправляли в золото подобно драгоценным камням. Фарфор хранили издавна в сокровищницах и часто называли «белым золотом». В чем же секрет и такая ценность фарфора?
ТВЁРДЫЙ и БИСКВИТНЫЙ, МЯГКИЙ и КОСТЯНОЙ ФАРФОР
Немецкая мануфактура Meissen в Саксонии стала открывателем нового на то время «твёрдого» фарфора. Твёрдый фарфор иногда называют «настоящим» фарфором. Он содержит в своём составе намного больше каолина и кварца. Твёрдый фарфор обладает большей механической прочностью, плотностью и химической стойкостью. В связи с большим наличием в составе фарфоровой массы каолиновых глин, их плавление требует более высокой температуры обжига.
Фарфор фаянс керамика – можно ли их различить?
Керамика — это обожжённая глина. Фарфор, фаянс — это материалы тонкой керамики, используемые для лепки посуды и скульптур. К видам керамики относят прежде всего майолику, полуфаянс, фаянс, опак и фарфор. Основным составляющим элементом изделий из вышеперечисленных материалов является глина каолин. Мы определим самые важные отличия наиболее популярных видов керамических изделий из фаянса и из фарфора.
Клейма Meissen
Все работы мануфактуры Meissen на основании имеют специальные знаки, которые несут в себе определенную информацию об изделии. Многие считают, что эти знаки гарантированно защищают изделия от копирования и подделок. К сожалению, 100-процентной уверенности в подлинности того или иного предмета они не дают. На протяжении 300-летней истории существования мануфактуры эти знаки претерпевали некоторые изменения, какие-то добавлялись, какие-то изымались, но всегда они служили цели защитить торговый бренд от подделок. Подлинность изделий на основании только знаков никогда не может быть однозначной. Только сама мануфактура после тщательной экспертизы может датировать и подтвердить подлинность изделия.
Глазурование фарфоровых изделий
Глазурование фарфоровых изделий – очень древняя технология. Она так же стара, как и сам фарфор. Самые первые керамические изделия, покрытые глазурью, были датированы 8 веком. Они принадлежали искусству Китая Династии Танг. Не смотря на то, что эта технология такая древняя, она непонятна и неизвестна многим людям.
Подглазурные краски для фарфора
Подглазурные краски - это порошкообразные пигменты или смеси пигментов, в основе которых лежит оксид соответствующего металла с флюсующими добавками. В качестве добавок применяются: полевой шпат, прокаленный кварц, флюс, фарфоровая глазурь и другие материалы, придающие краскам устойчивость при температурном обжиге в печи после нанесения на изделие глазури.
Краски для росписи фарфора
В работе с керамическими материалами самым сложным является роспись фарфоровых изделий.
Стаффаж
В мире живописи часто применяется такое понятие как стаффаж. Нам хотелось уточнить для вас, покупатели и коллекционеры, этот термин, поскольку стаффаж применяется и в живописи по фарфору.
Бёттгеровский фарфор
Коричнево-красный фарфор с логотипом Böttgersteinzeug был запатентован в начале 20-ого века. Это название включает в себя 3 важных понятия, из которых складывается значимость такого фарфора в истории мануфактуры Meissen. Во-первых, «Böttger» относит нас к имени того человека, который в 1708 году впервые открыл такой материал, как красный фарфор – Иоганн Фридрих Бёттгер. Во-вторых, «stein» определяет главную характеристику материала – его каменную твёрдость, которая отличает его от керамики. И наконец, в-третьих, «zeug» обозначает весь ассортимент, который может быть изготовлен в процессе работы с этим материалом, то есть вазы, посуду и настоящие произведения фигурального искусства.
Рождение европейского твёрдого фарфора
История европейского фарфора обязана именно Meissen, когда в 1710 году был открыт секрет изготовления твёрдого фарфора, который прославил мануфактуру на весь мир на долгие века.
Почему стоит инвестировать свои средства именно в современный Meissen?
Покупка фарфора самой известной мануфактуры мира Meissen всегда рассматривалась как инвестиция. Изделия из белоснежного фарфора с необыкновенной росписью и потрясающей пластикой именно этого производителя никогда не падают в цене. С каждым годом фарфоровые произведения искусства Майсен дорожают и становятся необыкновенно ценными.
Коллекционеры часто обращаются в антикварные салоны для того, чтобы купить «оригинальные» предметы прошлых столетий. Кто-то основывается на теории того, что современные изделия лишены жизни и аутентичности, и только антикварные изделия можно назвать оригинальными, а кто-то ориентируется только на имя прошлого владельца старинного предмета… Посылы к покупке и коллекционированию фарфоровых изделий у всех разные.
Мы хотели бы попытаться разобраться в подводных камнях антикварного рынка и в целесообразности и преимуществах покупки современного фарфора мануфактуры Мейсен, которая так преданно и верно хранит традиции ручного производства и сохраняет историческое и стилистическое значение каждого своего произведения.
Период Марколини (1774-1814 гг.)
В истории фарфоровой мануфактуры Meissen он связан с именем графа Камилло Марколини Феретти (1739-1814 гг.), который был другом детства, пажом курфюрста Фридриха Августа III, затем премьер-министром королевства Саксонии. Его считали знаменитым деятелем искусств своего времени. С 1774 года он становится директором фарфоровой мануфактуры и академии художеств при ней, стремясь на протяжении всей своей деятельности возродить и сохранить позиции Meissen на должном уровне.
Эпоха Бидермайер на Майсенской мануфактуре  (1814 – 1850)
Период между концом наполеоновских войн в 1815 году и началом ряда революций в Европе, прежде всего в Германии, в 1848 году известны в Центральной Европе как период Бидермайера. Свое название он получил по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. Под ним он печатал в журналах свои стихи. Слово «bieder» переводится как «простодушный, обывательский», в целом псевдоним, ставший синонимом мещанства, означает «простодушный господин Мейер». Бидермайер возник как естественный отклик на стремление людей к спокойной и упорядоченной жизни после десятилетий революций и войн.
Эпоха Историзма на Майсенской мануфактуре (1850 – 1895)
Экономический рост в Европе продолжался всю вторую половину XIX века, и спрос на бытовой фарфор, особенно с подглазурной живописью, сильно увеличился. Подобно бидермайерскому периоду, эпоха Историзма была отмечена плюрализмом (эклектикой) стилей, в основном тех, которые принесли имидж и престиж мануфактуре Мейсен в прошлое время. После того, как Генрих Гётлиб Кюн (Heinrich Gottlob Kühn (1788-1870) занял пост директора в 1849 году, он продолжил проведение технических реформ (например, при нем появились фильтровальные прессы, мельничные круги, на которых дробился и размельчался каолин) для увеличения прибыли вплоть до своей смерти в 1870 году.
Югендстиль и Первая Мировая Война в истории Майсенской мануфактуры (1895-1918)
В XX веке был предпринят новый художественный поиск с целью освоения стилевых особенностей своего времени. Уже в конце 19 века академизм был практически сметён немецким вариантом стиля модерн – югендстилем.
Индийские цветы
Стилизованный цветочный декор «Индийские цветы» появился в Европе в начале XVIII века. Однако его истоки кроются в японском стиле росписи фарфора Kakiemon намного более раннего периода, а именно 1660-1700 годов. Такое название стиль взял от фамилии гончара Сакаида Какиемон. Он работал в мастерских „Арита“ в селении с одноимённым названием на третьем по величине острове Японии Кюсю, расположенном на юге-западе страны.
Последствия Национал-Социализма и Второй Мировой Войны для мануфактуры Майсен: 1934-1950 года
Макс Адольф Пфайффер – художественный директор мануфактуры Майсен с 1918 года - был отправлен в отпуск 20 мая 1933 года и, в конце концов уволен национал-социалистами 31 марта 1934 года. Настоящая причина этого неясна, но, возможно, это было вызвано плохими финансовыми показателями, напряженными межличностными отношениями с Паулем Бёрнером или из-за отсутствия приверженности Макса Адольфа новой государственной идеологии.
Роспись «Дракон Мин» (Ming Dragon)
Китайские вазы династии Мин ценились прежде всего за то, что они полностью соответствовали критериям качественного фарфора: голубого оттенка, звонкий, тонкий и прозрачный материал. Совершенство формы и неповторимая красота рисунка делали эти произведения неповторимыми.
Фарфор и политика
Возможно, в современное время дорогая фарфоровая посуда и дарится в качестве свадебного подарка. Однако, как правило, такой сервиз в дальнейшем помещается в соответствующий шкаф и используется в редких торжественных случаях. В Европе семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков фарфоровая посуда имела значение намного более важное, чем просто красиво сервировать праздничный стол - она использовалась для цементирования политических и экономических отношений, демонстрации богатства и хорошего вкуса и в том числе как предметы коллекционирования. Семья Романовых, возможно, были одними из величайших заказчиков фарфора в Европе своего времени.
Луковичный декор фарфора Meissen
Фарфор с подглазурной синей росписью впервые появился в 1420 году и стал очень популярным и известным во времена правления китайского императора Канси (конец 17-начало 18 веков) Еще при Августе Сильном на мануфактуре Meissen пытались найти идеальный синий цвет краски, который лучше всего должен был выигрышно подчеркнуть белоснежный майсоновский фарфор.
Символика Майсен
Символ – это своеобразный собирательный итог конкретных человеческих и природных феноменов, представлений и восприятия мира. Порой в одном символе может быть заложено несколько значений. В разных культурах один и тот же символ может означать абсолютно разные вещи в соответствии с особенностями их культурного фона. С течением времени они могут в том числе менять свое семантическое наполнение.
Аксессуары и функциональные предметы из фарфора
Так повелось, что чем миниатюрнее вещь, тем больше интереса она вызывает.​ Завораживает прежде всего, как возможно сделать руками столь маленький предмет. Кроме этого привлекательным становится то, что такие безделушки легко спрятать в карман, носить с собой. Некоторыми из них модно было украсить или сопроводить в качестве аксессуара любой наряд. И как правило, все они имели, какую-нибудь определенную практическую функцию. Шкатулки, корбочки для хранения всякой мелочевки, табакерки, курительные трубки, кольца и серьги, письменные принадлежности. Фарфор мануфактуры Meissen в своё время стал идеальным материалом для изготовления всех этих необходимых в жизни светского общества предметов. Он позволял выразить характер их владельцов, их вкус, образ жизни и мировоззрение. Такие фарфоровые безделушки изготалвивались в основном на заказ в личное пользование или на подарок по какому-либо важному случаю.