Дягилевский русский балет Пауля Шойриха

Мастера немецкой фарфоровой мануфактуры Meissen ещё со времён скульптора Йохана Йоахима Кендлера были неравнодушны к теме итальянского уличного театра комедии, история которого восходит ещё к 10-ому веку. Этой теме посвящены выдающиеся работы фабрики, например, коллекция Кендлера “Комедия Дель Арте”.

В 20-ом столетии на фабрике Meissen появился новый молодой художник Пауль Шойрих (Paul Scheurich). Нередко его называли «вторым Кендлером». По веянию эпохи он стремился ко всему новому, яркому и неожиданному. Шойрих в своём творчестве не раз обращался к теме оперы, балета и танцев. В 1910 году в Берлине проходили гастроли нашумевшего уже тогда Дягилевского русского балета  с постановкой Михаила Фокина на музыку Шумана «Карнавал» по мотивам комедии Дель Арте. Именно на это время приходится новая волна интереса к уличному театру Италии благодаря русским художникам и артистам.

Спектакль «Карнавал» был поставлен всего за 3 репетиции по случаю благотворительного вечера и первоначально был показан на сцене Петербургского Императорского Театра. После ошеломительного успеха Сергей Дягилев вывез постановку за рубеж и показал миру. Русский балет в Европе начала 20-ого века определил новую эпоху в развитии данного музыкально-театрального жанра.

За основу сюжета «Карнавала» были взяты сцены из итальянской комедии масок Дель Арте – уличного театра-импровизации комедийного характера с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль.

Главными были роли клоунов, шутов, которые передразнивали влюбленных, обманывали стариков и вообще запутывали сюжет. Иногда они прерывали действие любимыми во все времена репризами: притворной борьбой, бахвальством, падениями, мнимыми болезнями и их лечением, акробатическими трюками, танцами, песнями, пантомимой, гримасами. Арлекин воплощал в себе дух карнавала. Единственной целью, которую преследовали создатели театра Дель Арте, было увеселение публики.  От мастерства и таланта шутов зависело, насколько веселой и необычной будет комедия.

 Из-за смешения столь разнородных элементов невозможно было выстроить единое действие, и комедия Дель Арте представляет собой череду интермедий. Сквозной же сюжет интермедий был очень прост: 2 пары влюблённых хотели пожениться, старики были против, а слуги помогали влюблённым перехитрить стариков. Действующие лица, как на карнавале носили маски и имели при себе атрибуты, поясняющие характер или профессию персонажа. Роль масок – высмеять типажи из реальной жизни (типаж скупердяя, шарлатана, например). Количество таких масок-персонажей насчитывалось около 100. Представления театра комедии Дель Арте не имели текстов, актёры по большей части импровизировали действие. Труппы, игравшие комедии масок, стали первыми в Европе театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства.

Сцена балетной постановки «Карнавал» была оформлена очень бедно, да и не декорации в данном случае были главными. Весь акцент был сделан на пантомимный диалог, мимику, жесты, движения, сценические костюмы и грим, создающие театральные кукольные  образы персонажей, что в общем-то и характерно для импровизированных комедий Дель Арте.

Для молодого художника Шойриха нововведения Русского Дягилевского балета стали сильнейшим импульсом для создания своей коллекции. Шойрих последовал основной идейной мысли «Карнавала» и не уступил Фокину – его фигуры словно застывшие в яркой позе актёры. В фарфоре он словно увековечил моментальные сценки из постановки Дягилева. Скульптор не старался передать портретное сходство с актёрами «Русского балета», но в его фигурах легко узнаются персонажи представления. Для него важным было повторить в скульптуре экспрессию актёров – в пластике движений, жестах, позах и костюмах, создающих тот или иной образ. Важный акцент скульптор сделал на отображении сценических костюмов балета, которые стали своего рода прототипами новой моды 20-ого века. Широкие укороченные платья-кринолины с многочисленными оборками и рюшами к балету Михаила Фокина «Карнавал» в исполнении художника Льва Бакста стали толчком к созданию модного во время Первой мировой войны силуэта «кринолин военного времени». 

В 1913 году Пауль Шойрих создаёт 5 фигур итальянских комедийных героев. Эта коллекция стала одной из узнаваемых серий фигур молодого скульптора под названием «Русский балет». К 1917 году из-под рук Шойриха вышла ещё одна фигура к серии, и их становится 6. Работы проводились по эскизам к балету и сценическим костюмам, поэтому их сходство с реальными амплуа актёров  на сцене просто невероятно. Некоторые элементы в росписи напоминают фарфоровые традиции прошлого (например, узор из ярких разноцветных ромбов на панталонах Арлекино  или цветочный мотив на платье Эстрэллы), но при этом отчётливо «звучат» идеи немецкого югендстиля (в переводе с немецкого «молодой стиль»). В том числе и цветовая гамма в пастельных тонах ярко демонстрирует модернистский почерк Шойриха. Роспись поверх глазури изделий подчёркивает театральность костюмов. Фигуры Шойриха смогли завоевать огромное внимание зрителей и коллекционеров. На то время они стали самыми продаваемыми на фабрике Meissen. Эти фигуры выставлялись на многочисленных выставках и вызывали массу восхищения, их публиковали в журналах, о них писала пресса. Шойрих во всём своём мастерстве сумел уловить и увековечить важный переворотный момент в истории русского и мирового искусства.

В нашем салоне и интернет-магазине «Арт-Салон» представлены все 6 наименований фигур: Арлекин и Коломбина, ПьероЭвсевий, Эстрелла, Киарина и Паяц. Для ценителя танцев и непревзойдённого качества фарфора Meissen эта серия фигур станет истинной ценностью, хорошим вложением средств и настоящим украшением дома.

Товары, представленные в статье

9 товара(-ов)
8490
Артикул : 900180-73303-1
5990
Артикул : 900180-73302-1
13500
Артикул : 900180-73304-1
6990
Артикул : 900180-73309-1
12500
Артикул : 900380-73305-1
Артикул : 900380-73306-1