«Хороший отец»
Cкульптор: Йоханн Карл Шонхайт (Johann Carl Schönheit)
Год создания: 1785 год
Высота: 21 см.
Лимит: 3 штуки в год
Данная фарфоровая композиция, также как и известная работа «Хорошая мать», была создана в особый период творческой деятельности Meissen, который назывался период Марколини Граф Камилло Марколини с 1764 года был директором Мейссеновской фарфоровой мануфактуры, а с 1780 года директором академии художеств и директором художественной галереи Курфюрста Августа.
Для этого периода очень характерна передача в искусстве идей межличностных отношений, семейного уюта, сценок из жизни, как реакция на иногда легкомысленную тематику скульптур в стиле рококо. Таким образом, в скульптуре вслед за живописью стали проявляться зачатки стиля сентиментального неоклассицизма с его эмоциональной насыщенностью, натурализмом и гуманностью. Художники стали обращаться к разным слоям населения в отличие от начала 18 века, когда портрет был достоянием в основном только царских особ и ближайших лиц ко двору.
В этот период Мишель Виктор Асье создаёт свои два самых ярких произведения его творчества – «Хорошая мать» и «Радости брачной жизни» (The Joys Of Marriage), которые представляли зрителю образ идеальной семьи эпохи Просвящения правда еще пока с акцентом на высший класс населения. Ассистент Асье скульптор Шонхейт, спустя 10 лет задумал продолжить идею, заложенную в первые работы данной тематики, дополнив образ матери образом идеального отца в окружении детей.
Что самое примечательное, задумав свою композицию “Хороший отец”, показал именно такие отцовские отношения, которые сложно представить в эпоху 18-ого века. Отец, как правило, в то время содержал семью. Воспитание отца строилось на его уважении и поклонении, а также на относительной отдалённости отца от семьи в эмоциональном плане. В скульптуре же он изображён в домашнем халате и домашних тапочках, полностью погруженным в семейную идиллию и отцовские заботы.
Главным акцентом в этих работах стали душевное спокойствие, полные гармонии и нежности фигуры родителей в окружении детей, купающихся в их любви.
Эти скульптурные группы фарфоровых фигур, а также многие картинные полотна того времени сыграли важнейшую роль в пропаганде недостающих тёплых отношений в семье, интимной уютной семейной обстановки, которые требовала новая эпоха человеческого развития.
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках