Кружевницы

Среди коллекционеров фарфоровых статуэток большую популярность имеют женские фигурки с кружевными юбками в мелкую дырочку. Это - балерины, танцовщицы, роскошные дамы в пышных кружевных нарядах у пиано, с арфой, на балу или на светских встречах, галантные кавалеры с кружевными манжетами и воротничками. Эти кружева очень хрупкие, их тонкость и невесомость впечатляет и завораживает, поскольку они напоминают изгибы настоящих кружевных тканей. Кажется, что вот ещё чуть-чуть и они шелохнуться на ветру, изменят своё положение.

       

Когда и где впервые появилась техника изготовления кружевного фарфора?

Впервые техника создания фарфорового кружева была применена в 1884 году. Тогда статуэтки были впервые украшены кружевными элементами. Мастер и талантливый бизнесмен своего времени Антуан Мюллер первым начал творить своих роскошных дам с кружевными платьицами. Его техника принесла Sitzendorfer Porzellanmanufaktur в Тюрингии мировую известность. Она заключалась в том, что настоящую кружевную ткань погружали в специальную фарфоровую массу, которая обволакивала каждый изгиб и отверстие. После этого пока кружево ещё влажное, мягкое и податливое из него формировали необходимый атрибут одеяния фарфоровой скульптурки и отправляли изделие в печь, где в процессе обжига ткань изнутри сгорала полностью, а фарфоровый каркас оставался и твердел.

Антикварные статуэтки-кружевницы

Старые изделия практически невозможно найти с полностью сохранившимися кружевами, поскольку в первое время применения данной технологии печи не позволяли нагревать кружева при достаточных для фарфора высоких температурах, как это возможно сейчас, поэтому кружева получались чрезвычайно хрупкими и излишне ломкими. Каждая мануфактура, которая увлекалась в своё время производством кружевниц, имела свою рецептуру фарфоровой массы и пыталась найти оптимальные условия температурного обжига для получения прочного кружева. Со временем определили, что температура должна достигать более 1300 градусов по Цельсию!

По причине уникальности каждого такого изделия с кружевными деталями, а также из-за своей хрупкости, коллекционеры готовы отдать за этот фарфор немалые деньги.

Какие мануфактуры занимаются производством кружевниц?

Самой известной мануфактурой по производству статуэток с кружевными платьями на сегодняшний день является завод Фолькштедт (Volkstedt) в Зитцендорфе (1762 год основания).

Мануфактура Унтервайсбах (Unterweissbach) в Тюрингии (1882 г.) также производила большое количество таких фигурок и могла похвастаться качеством кружевного фарфора.

На Майсенской мануфактуре тоже применяли эту технику, но не так активно. Многие Дрезденские мануфактуры славятся своими кружевницами, создаваемыми по той же технологии.

Почему Дрезденский фарфор?

Но если родиной кружевных юбок на фигурках является Тюрингия, то почему же не только среди обывателей, но в том числе и среди аукционеров и коллекционеров, все эти фигурки называют общим понятием «Дрезденские кружевницы» или «Дрезденский кружевной фарфор» (Dresden Lace Porcelain)? Путаница появилась много лет назад. Для того, чтобы объяснить, откуда пошло это недоразумение, надо вспомнить историю развития фарфоровой индустрии в целом.

Напомним, что формула европейского твёрдого фарфора была разработана в Дрездене, в столице Саксонии, где и начали изготавливать первые изделия под именем The Royal Saxon Porcelain Factory (Королевская Саксонская Фарфоровая мануфактура), а потом через некоторое время производство полностью перевели в город Майсен (Meissen) недалеко от столицы. Мануфактура получила своё новое название, одноимённое с городом, в котором по сей день она и находится. Поскольку кружевной фарфор Тюрингии быстро получил свою популярность и стал изготавливаться и в Саксонии на различных мануфактурах, а для многих всё, что связано с фарфором, неразрывно связано со столицей Саксонии - матерью фарфорового искусства, не особо разбираясь в деталях, статуэткам с пышными невесомыми юбками в стиле рококо дали название Дрезденские кружевницы, которое так и прижилось в среде поклонников данного стиля фарфоровых статуэток.

Этот термин стал синонимом высочайшего качества и эксклюзивности декоративных предметов, украшенных кружевами из фарфора.

Но теперь, благодаря нашей статье, вы знаете, кого нужно чтить за данное искусство по праву и у каких производителей искать эти шедевры.

Сегодня процесс создания кружевных фарфоровых юбок, рюшек и оборок происходит следующим образом.

Кружевная хлопчатобумажная ткань, изготавливаемая на фабриках города Плауэн (Plauener Spitze) нарезается полосками необходимой ширины и длины. Предварительно сама ткань обрабатывается специальным раствором, который не позволяет ей впитывать воду. На гладкую каменную или деревянную плиту наносится фарфоровая масса, консистенция которой похожа на сметану. То есть по составу такой фарфор намного гуще, чем заливаемый в формы шликер. Сверху кладётся полоска кружева. При помощи инструмента ткань погружается в фарфоровую массу так, чтобы она полностью ею пропиталась. А вот дальше начинается настоящая ювелирная, чрезвычайно кропотливая работа. Подняв мокрую полоску, кружево собирают при помощи инструмента складками на юбке, воротнике, рукавах и других частях статуэтки.

Тонкости и сложности данной техники:

  • Если использовать слишком много фарфоровой массы, она может заполнить при обжиге отверстия и ажурность фарфоровой сетки не получится. А если массы будет недостаточно, то останутся разрывы в сетке после обжига.
  • При температурном обжиге менее 1300 градусов фарфоровая сетка получается очень хрупкой. Оптимальная температура: свыше 1300 градусов по Цельсию.
  • С уже наложенным складками кружевом, пропитанным фарфором, нельзя сделать никаких исправлений. Переделка невозможна! Поэтому действия работающего мастера должны быть чёткими и отработанными. Обычно такой работой занимаются женщины — их усидчивость и внимание способствуют хорошему результату.

На видео вы можете увидеть своими глазами, как такие кружевные детали создаются мастером мануфактуры Rudolstadt-Volkstedt.

 

Галерея