Каминные часы Meissen середины 18-го века
На сегодняшний день существует невероятное количество точных измерителей времени. Cовременную жизнь с огромным количеством встреч, с бешеным ритмом жизни и вечной спешкой просто невозможно представить себе без часов. Но время – это не только беспрестанный подсчёт секунд, минут и часов. Чтобы понять тайну времени, необходимо свободное время для его познания.
Фарфоровые часы мануфактуры Meissen предоставляют вам уникальные моменты насладиться чувством времени, которое незаметно протекает в минуты незабываемого восторга, любования, приятного времяпрепровождения. Эти часы призваны не только просто украсить дом, обстановку комнаты, но и помочь постичь всю природу времени в аллегорических образах, значительно расширяющих его понятие.
Часы Meissen эпохи Кендлера – середины 18-ого века – выполнены в стиле типичного рококо, главным элементом которого был так называемый рокайл – орнамент, напоминающий форму завитков раковины. Он очень активно был использован Кендлером в его творчестве с 1750 по 1760 гг. Как символ органического природного происхождения, этот орнамент контрастирует с искусственным автоматизированным пульсом часового механизма.
ЧАСЫ «ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ»
Данная композиция была создана на мануфактуре Meissen в середине 18-ого века. В это время руководителем модельной мастерской был непревзойдённый Йоханн Йоахим Кендлер, у которого одной из тем в его творчестве являлось создание реалистичных фигур животных и птиц. Он также безумно любил накладные пластические украшения, которые стали ярким отражением бушующего в то время стиля рококо.
Эти часы призваны выразить весеннее пробуждение природы в своём богатстве, многоцветии и пышности.
ЧАСЫ «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»
Эти часы были созданы на фарфоровой мануфактуре Meissen в середине 18-ого века. Они представляют собой композицию из четырёх путти, олицетворяющих четыре стихии – Воду, Воздух, Землю и Огонь – которые определяют эпохи человеческой истории на планете Земля. Каждая фигурка путти окружена различными атрибутами и символами, которые подчёркивают их соотнесённость со стихией.
Можно увидеть барсука у ног херувимчика, воплощающего собой стихию Земли. В одной руке он держит колосья пшеницы, а в другой – рог изобилия, из которого высыпаются фрукты и гроздья винограда. У него на бёдрах терракотового цвета повязка.
На коленях путти слева, олицетворяющего Водную стихию, лежит большая рыба, которую он придерживает правой рукой. Он сидит около камыша и морских раковин. В левой руке он держит веточку красного коралла, на голове его одет венок из камыша.
У путти, олицетворяющего Огненную стихию, волосы ярко-огненного цвета, в его ногах сидит огнедышащий дракон, из пасти которого вырываются языки пламени. Путти в очень решительной слегка агрессивной позе, и в правой руке он держит сноп огня.
Эти три аллегории Воды, Земли и Огня расположены на нижнем уровне часов – на трёх их ножках в традиционном классическом оформлении в стиле рококо.
Путти, изображающий Воздушную стихию возглавляет четвёрку, восседая на самом верху декоративного оформления часов. Его одеяние нежно-голубого цвета, он сидит словно в облаках, на правой руке он держит птицу с распростёртыми крыльями. Верхняя часть рамки часов под ногами путти соответственно украшена крыльями разных форм.
Циферблат окружает змей, кусающий свой собственный хвост. Это очень древний символ, который называется уробόрос (от греческого ουρά – хвост и βόρος - пожирающий). Этот символ означает вечность и бесконечность циклической природы жизни.
Обращение к различным аллегориям скульпторов 18-ого века очень часто наблюдается в изделиях знаменитой фабрики. Часто такие аллегории исполнялись на заказ русской императрицы Екатерины Второй, которая очень любила эту тему в фарфоровом исполнении.
Аллегории были распространены в эпоху Возрождения и Классицизма. Аллегория – (в переводе с греческого иносказание) выражение какого-либо отвлечённого понятия посредством конкретного образа. Аллегория – это искусственное построение того или иного образа, в котором большую роль играют символы, которые в свою очередь не сочиняются и не составляются, а берутся из реального мира, который окружает человека, и выявляется обобщённым сознанием человечества. Символ имеет устойчивый постоянный характер, однако в отличие от аллегории может быть растолкован различно, он многозначен.
Символы и аллегории являются важнейшими инструментами моделирования образов действительности. Они создают представление о том, что не доступно конкретному изображению.
ЧАСЫ С ЦВЕТАМИ
Эпоха середины 18-ого века известна своим особым стилем на мануфактуре, который отличается пышностью и богатством орнамента, большим количеством накладных украшений и яркой росписью. Эти часы не стали исключением.
На прямоугольном основании сидит путти с открытой книгой с текстом, который напоминает по содержанию и стилю изложения куртуазные любовные песни трубадуров. Смысл текста сводится к понятию быстротечности времени и любви, о том, что не следует на этом заострять сильно внимание, поскольку все равно за временем не успеть. Время безжалостно даже к нашим потерям, которые заставляют нас остановиться на мгновение, однако время продолжает идти вперёд. В руках путти держит стилос.
Циферблат часов представляет арабские цифры, которые стали известны в Европе в 11 веке, а к 13-ому практически вытеснили римские знаки чисел.
Часы украшены различными фарфоровыми накладными цветами.
ЧАСЫ «ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»
Времена года были частыми аллегориями на мануфактуре Meissen. Данные часы повторяют фарфоровый корпус часов «Четыре стихии».
Циферблат окружает змей, кусающий свой собственный хвост. Это очень древний символ, который называется уроборос (от греческого ουρα – хвост и βορος - пожирающий). Этот символ означает вечность и бесконечность циклической природы жизни.
Аллегорические образы четырёх времён года олицетворяют маленькие фигурки пухленьких путти. Трое из них – Зима, Лето и Весна восседают на нижней части постамента часов. Зима – в меховом покрывале греет руки у источника огня, Лето – держит сноп созревших колосьев с серпом, а правой рукой утирает пот со лба, на его голове красуется венок из сожжённых солнцем листьев. Весна – в руках и на голове держит венки, сплетённые из свежих цветов.
Осень расположена на самом верху каминных часов. Путти символизирует богатый сбор урожая, держа в руке бокал с вином. С его головы свешиваются гроздья винограда.
Часы «Морской пейзаж»
Скульптор Иоганн Готлиб Кирхнер (1706-1768) запечатлел в данных каминных часах ход времени, идея которого скрыта в различных символических изображениях в оформлении изделия. Часы были созданы в 1727 году, а затем доведены до совершенства Иоганном Иоахимом Кендлером (1706-1775). Крошечные херувимы придерживают ниспадающую вниз ткань глубокого синего цвета – цвета неба, расстояния и бесконечности. На фоне этой ткани стрелки часов описывают круг от дневного времени, которое представляет женская фигура с солнцем в руках справа до ночного времени, символизируемое фигурой женщины слева. Четыре сфинкса между основанием и верхней частью часов являются символами быстротечности времени. Согласно греческой мифологии сфинксы задали Эдипу загадку, напоминающей о неизбежной конечности жизни: «Что ходит на четырёх ногах утром, на двух - в полдень, а на трёх - вечером». Ответ такой загадки: человек во младенчестве, зрелости и старости. Мир также подвержен постоянным изменениям.
Золотой орнамент сопровождает буквально каждую часть изделия. Миниатюрные потрясающе тонкие изображения гаваней Нидерландов, Великобритании и Португалии также заключены в золотые рамки, словно это настенные картины в багете. Эти сцены демонстрируют историю торгового Шёлкового Пути, имеющего неоценимое влияние на развитие торговли и промышленности в Европе. Экзотические специи, фарфор, дорогие ткани в 18-ом веке смогли достичь берегов Европы из далёких заокеанных земель. Так что здесь запечатлена целая история торговцев и искателей приключений, которые не теряли времени в настроениях эйфории, господствующей в 18-ом веке.
Девизом такого произведения искусства стал девиз «Carpe diem» или «Лови момент».
Станьте обладателем любых из этих роскошных каминных часов. Вы не только пополните Вашу коллекцию Meissen, но и украсите свой интерьер. Вы можете приобрести их в нашем салоне в Карловых Варах или на страницах нашего интернет-магазина.
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках