Пагода
"Пагоды" входит в группу изделий, объединённых названием "Народы дальних стран"
Пагоды у Meissen – это фигурки женского и мужского пола китайского болванчика, изображающего улыбающегося Будду. Руки и голова данных скульптур закреплены металлическими стержнями, которые вставлены в корпус фарфорового изделия. Такая конструкция позволяет рукам и голове постоянно покачиваться при любом прикосновении к фигурке.
Главная идея Будды отвержение тщеславия и великолепия общества и посвящение себя великому делу распространения религии буддизма. Буддой может стать любое мыслящее существо, освободившееся от чувств, восприятия и личности, познавшее высшую сущность всех явлений. Милосердие, уединение, тишина являются главным, что должно нести любое изображение Будды – это сильный духовный символ, оберегающий и помогающий людям, идущим по пути духовного развития.
Граф Генрих фон Брюль очень любил и ценил юмористические изображения Будды в фарфоре известного скульптора Йоганна Йоахима Кендлера, который сумел их сделать невероятно эмоционально насыщенными и ёмкими. Сложно сказать, если граф понимал значение буддизма, его символы и идеологию, однако он оценил мастерство одарённого художника. Скорее всего скульптор пытался изобразить китайца и китаянку по тем сведениям, которые были получены из-за пределов Европы.
Интерес к китайской культуре и восточной тематике в Европе возник задолго до появления мануфактуры Meissen. В 18-ом веке в Европу начали завозить огромное количество товара из Китая и Японии – фарфоровые изделия, шёлковые ткани с росписью, одежда, мебель.
Началась упорная гонка за диковинными вещичками и подражание этим изделиям. Интерес был чисто поверхностным, никто не вдавался в глубокий смысл восточной культуры, искусства и особенностей мышления, чётких названий реалий. В 18-ом веке многое приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления. Появилось огромное количество предметов в средневековом китайском стиле, который получил название шинуазри (в переводе с французского дословно "китайщина"). Этот стиль получил своё развитие как ветвь стиля рококо, поскольку был созвучен этому европейскому направлению в искусстве, развивающемуся в то время. В рамках этого стиля мотивами росписи стали высокогорные пейзажи с изумрудными озёрами, живописные водопады, высокие пагоды, фигуры людей в широкополых соломеных шляпах, китайские драконы, тигры и иероглифы.
Немецкий скульптор и архитектор, лучший художник-портретист своего времени, Конрад Кизель (1846-1921 гг.), изображающий светских молодых девушек и дам в пышных платьях в богатых интерьерах, культивировавший салонную портретную живопись, на одной из своих картин представил вниманию зрителей фарфоровую статуэтку Будды с точностью до деталей. Она стояла на столе, украшая и подчёркивая богатую обстановку комнаты.
Название у фигурки Йоганна Йоахима Кендлера получилось условным, однако очень эффектным и привлекательным своей новизной и необычностью звучания. На самом деле, пагода – это архитектурный термин. Пагода представляет собой буддийское или индуистское многоярусное сооружение в виде башни культового характера.
В 1762 году Фридрих II заказал "10 пагод с кивающими головами".
В настоящее время мануфактурой Meissen выпускаются статуи высотой 32 см, высотой 21см и высотой 16.5 см. Первые фигурки под названием «Пагода» («Pagode») размером 32 см, скульптора Йоганна Йоахима Кендлера были созданы в 1731-ом году. В 1740 году вышли скульптуры в двух других вариантах размеров. Все эти фигурки вы можете найти в нашем интернет-магазине Арт-Салон. Порадуйте и умиротворите себя не сходящей с лица Будды улыбкой.
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках