Чайники в форме Курицы и Петуха
Известно, что саксонская фарфоровая мануфактура Meissen брала своё вдохновение на первых порах из восточного фарфора с его особыми формами и росписями. Многое увиденное на китайском и японском фарфоре создало определённое представление о странах, откуда он был привезён. Художники никогда не бывали в этих экзотических странах и многое из образа жизни, культуры этих народов, домысливали в своём воображении.
Одним из сюжетов, перенятым с китайского фарфора стала мифологическая птица Фэнхуан, сопутствующая миру и процветанию.
В Китайской мифологии она является отражением женского начала Инь в противовес мужскому Ян, нашедшему своё воплощение в образе красного дракона.
По описанию «Шо Вэнь» (Толкование знаков) у Фэнхуана клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище её имеются узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди она похожа на лебедя, сзади – на китайского единорога, спина напоминает панцирь черепахи, а рост такой птицы составляет 3 метра
Образ этой птицы чрезвычайно популярен в китайском искусстве глубокой древности. Она часто изображалась на сосудах из разных материалов с пышным хвостом, огромными глазами и своеобразным гребнем в виде трезубца на длинной ножке на голове. Такой гребень на голове птицы представлял собой символическое изображение солнца.
Птица Фэнхуан была символом императорской власти и могущества, поэтому её образ как никакой отражал статус его владельца.
Есть основания предполагать, что определённое влияние на формирование образа мифологической птицы Фэнхуан оказало представление о павлине. Особенно это заметно в способе изображения хвоста.
В западноевропейской и русской культурах птица Фэнхуан преобразовалась в птицу Феникс и Жар-Птицу.
Примечательно, что в японской культуре существовал образ птицы Феникса, в основе которого лежал петух. Эта порода птиц попала в Японию из Китая. Японцы стали их разводить и смогли вывести новую породу с хвостом в 10 раз длиннее самой птицы. Они объявили такую птицу святыней, запретили продавать и тем более отстреливать.
Зато их можно было обменивать на себе же подобных, как объект коллекционирования. По-японски такая птица называется Онагадори. Ещё они известны под названием «фениксовые куры» и являются и по сей день гордостью декоративного птицеводства. Каждый год хвост у птицы Онагадори вырастает на 90 см. Фениксы очень почитаются любителями фен-шуй. Они приносят удачу в дом, мир, благополучие и спокойствие.
Художники фарфоровой мануфактуры Майсен переняли образы китайской и японской почитаемых птиц, но превратили свой образ в птицу более встречаемую в родных краях, то есть в курицу и петуха.
Форма данного сосуда с крышкой в виде курицы была разработана в 1735 году, как переосмысленное и слегка шутливое изображение мифологической китайской птицы Фэнхуан. Изделие мануфактуры Майсен является типичным примером фарфоровых предметов причудливых форм, призванных украшать роскошные банкетные убранства стола в стиле барокко.
Такой чайничек с крышкой имеет две формы соответственно. В форме петуха мы встречали такое изделие среди лимитированных юбилейных изделий 2010 года, а с 2014 года Вы можете приобрести чайник в форме курицы.
Такие чайники ярко демонстрируют влияние восточного фарфора на творческое вдохновение мастеров Саксонии.
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках